Получи документы

Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4)

Фролова Галина
Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4)
▼ Скачать + Заказать документы

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения.

Цели:

- повторение и закрепление учебного материала;

- формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Структура урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Публикация «Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4)» размещена в разделах

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

2. Актуализация знаний.

1) Организуется повторение используемых способов действий (норм) – понятий, алгоритмов, свойств, с фиксацией соответствующих эталонов.

2) Проводится самостоятельная работа (индивидуальная деятельность)

3) Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3. Локализация затруднений.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий требуют уточнения.

Этап завершается указанием способов действий, в которых допущены ошибки.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и на следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

4. Построение проекта преодоления затруднений.

Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий, учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки, и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий, вызвавших затруднение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение.

При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом)

8. Рефлексия деятельности.

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом оно были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.

В завершение, учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Целью развивающих уроков контроля знаний является формирование способности к самооценке выполненной деятельности.

Уроки предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

- написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;

- сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различают следующие формы организации развивающих контрольных уроков : самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику и самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности самооценки происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является учитель. Ученик выполняет контрольную работу и отдает выполненный вариант учителю, после чего учитель передает ему эталон. Ученик имеет возможность сопоставить по памяти свой вариант с эталоном и оценить свою работу в соответствии с оговоренными критериями.

Структура урока.

1. Организационный момент посвящается сообщению учащимся темы контроля и формы контроля.

2. Актуализация знаний предполагает повторение основных алгоритмов и понятий в теме и связывающего их метода.

3. Написание учеником контрольной или самостоятельной работы аналогично этапу постановки проблемы. Завершение этого этапа связано с предъявлением ученику в той или иной форме эталонного варианта.

4. Этап самоконтроля аналогичен этапу «открытия» нового знания.

5. Этап согласования оценок аналогичен этапу первичного закрепления и при необходимости проводится после получения учащимися проверенного варианта собственных работ. Этот этап может быть вынесен за пределы урока в индивидуальную беседу.

6. Этап повторного самоконтроля. Предполагает переоценку учеником собственной деятельности после согласования вариантов оценок и происходит после урока.

7. При проведении итогов урока проговаривается механизм деятельности по контролю для формирования способностей к выполнению контрольной функции, т. е. учащийся должен осознать, что контроль осуществляется по следующему алгоритму:

- предъявление контролируемого варианта;

- наличие эталона;

- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

- оценка результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Уроки общеметодологической направленности.

Цель: построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Такие уроки предполагают выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока данного типа, методические рекомендации к их проведению находятся в стадии разработки.

Таким образом, выше были приведены типология и структура уроков в соответствии с технологией деятельностного подхода. Следует отметить, что уроки были построены по материалам учебников математики Л. Г. Петерсон. В приведенных примерах ученик выступает как активный субъект деятельности, а учитель – как управленец и организатор деятельности. Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность является основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения.

Выводы

Таким образом, в данной главе нами был описан практический опыт организации обучения математике в соответствии с технологией деятельностного метода в современной начальной школе. Подводя итог сказанному, можно отметить следующее.

1. Обучение младших школьников математике в соответствии с технологией деятельностного метода Л. Г. Петерсон является важным средством развития деятельностных способностей детей.

2. При организации учебного процесса с учетом этой технологии ребенок постепенно становится исследователем, творцом, деятелем под руководством педагога. У него (ребенка) улучшается качество знаний, возникает неподдельный интерес к обучению, появляется уверенность в своих силах, стремление к успеху, происходит развитие личности в целом.

3. Обучение в парадигме ТДМ создает благоприятные условия для формирования позитивной самооценки у большинства учащихся и снижает негативную самооценку и инфантилизм.

4. Обучение по ТДМ способствует развитию произвольности внимания младших школьников.

5. Таким образом, технология, разработанная Л. Г. Петерсон, предусматривает применение различных приемов, форм, методов работы для реализации тех или иных задач урока и создает условия для здоровьесбережения детей. Эта технология помогает учителю успешно решать проблемы реализации современных целей образования.

Заключение

В данной работе нами был проведен анализ технологии урока математики в начальной школе на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

– Анализ теоретической литературы показал эффективность использования технологии, разработанной авторами программы «Школа 2000…» в целях развития деятельностных способностей младших школьников и личности в целом.

– В основе технологии Л. Г. Петерсон существует три составляющих понятия «деятельности» – это самоопределение, нормореализциия и нормотворчество. В соответствии с ними названная технология включает в себя ряд шагов, в которых каждый вид деятельности находит свое воплощение и выстраивается соответственная структура уроков.

– Исследование существующих систем обучения отразил их опору на теории деятельности, многие элементы которой также успешно интегрированы Л. Г. Петерсон.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Детская психология, 2008. - 464 с.

2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школь-ного обучения // Школьные технологии. - 2009. - № 6. - С. 30.

3. Кукушин В. С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону: Март, 2006. - 376 с.

4. Кучинская Т. Ф. Системно - деятельностный подход в образовании // Педагогическая позиция, 2010. - №16. - С. 27.

5. Леонтьев А. Н. Избр. Псих. Произведения: в 2 т. - М. : Педагогика, 1983. Т. 1. - 392 с.

6. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обуче-нию в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) // Се-рия "Новые образовательные стандарты". - М. :ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 326 с.

7. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к со-ставлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М. : Логос, 2006. - 24 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования, 2009.

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в контексте федеральных государственных образовательных стандартов Задачами физкультурно- образовательной работы в детском саду являются: - укрепление здоровья; -воспитание потребности в здоровом образе.

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно – деятельностный подход в работе с детьми дошкольного.

Деятельностный подход в образовании дошкольников Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения.

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.

Проект «Деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности детей» Проект "Деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности детей" Проект создан в рамках реализации ФГОС ДО. Представлены.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4)
Опубликовано: 10 мая 2018 в 07:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 4)» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД