Елена Холод
Деятельность ребенка, связанная с ручным трудом
▼ Скачать
1. Содержание ручного труда
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Публикация «Деятельность ребенка, связанная с ручным трудом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.
Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Ручной труд способствует решению следующих задач:
Развивающие задачи:
1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских, театральных способностей у старших дошкольников;
2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
4. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;
5. Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
6. Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги, а также ЭМП.
Образовательные задачи:
1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
5. Обучать специальным трудовым умениям и способам : сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления об окружающей действительности;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
6. Воспитывать стремление к поддержанию порядка.
Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом. Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течении 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
• насыщенная изобразительными материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др.
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
Работа с тканью, нитками
Работа с природным материалом
Работа с бумагой, картоном
Работа с бросовым и искусственным материалом
Работа с тестом, глиной.
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда :
1. функциональность изделия;
2. соответствие формы, цвета, пропорций;
3. фактура материала;
4. использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
5. выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
6. мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.