Валентина Проскурина
Деятельность дошкольных групп по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Окружающая ребенка среда – двор, детская площадка, улица – приковывает к себе их особое внимание. В самом деле, на улице множество машин, зданий, людей. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются неожиданный выход на проезжую часть в не установленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и так далее. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Деятельность дошкольных групп по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Педагогами дошкольных групп МБОУ «Покровская ООШ» на протяжении трёх лет в системе ведется работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (познавательное + социально-коммуникативное развитие) не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя и детей. Система профилактической работы ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный дошкольник, который должен приобрести навыки безопасного поведения на улице, т. е. знать и соблюдать правила дорожного движения.
Согласно разработанному плану в начале учебного года, а затем регулярно, 1 раз в квартал проводится инструктаж с педагогами на тему «Охрана жизни здоровья детей» и «Походы и прогулки за пределы ДОУ». В соответствии перспективного плана мероприятий по ПДД и профилактике ДДТТ ежегодно в ДГ проводятся тематические недели посвященные погружению в деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице села. Данная цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещающихся предметов.
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Обучая детей правилам дорожного движения, педагоги используют все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуации, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеороликов, настольно - печатные дидактические игры.
В ДГ имеется специально организованная предметно-развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения. За последнее время приобретены обучающие дидактические игры, методические пособия, наборы таблиц по ПДД, набор плакатов с изображением дорожных знаков, наборы с изображением дорожных знаков, машин, жезл для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии. Оборудованы в групповых уголки безопасности, где имеются:
- знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные,
- макеты машин,
- модели светофоров,
- полки с играми, игрушками,
- макет микрорайона,
- дидактические игры,
- стенды для работы с родителями.
Территория дошкольных групп имеет разметку пешеходного перехода, макеты светофоров.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с трёхлетнего возраста по принципу «от простого к сложному».
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Дети научились различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Педагогом в группе 3 – 5 лет проводятся с детьми наблюдения за различными видами транспорта; НОД по правилам дорожного движения : «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»; Беседы с детьми: «Хотим всё знать – как правила дорожные соблюдать», «Разговор машин и пешеходов»
Книжный уголок с подбором детских книг о ПДД.
Экскурсии на проезжую часть с целью наблюдения за работой водителей.
Просмотр обучающих видеофильмов и мультипликационных фильмов о ПДД.
При работе по профилактике ДТП регулярно используются настольные печатные, дидактические и сюжетно ролевые игры.
Данная тема проходит и через продуктивную деятельность дошкольников.
Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин.
На информационном стенде для родителей размещены памятки: «Сделай жизнь светлей и безопасней», «Детское кресло для автомобиля?». Для общего рассматривания в раздевальной комнате размещена папка-передвижка «Правила дорожного движения в стихах».
В группе 5- 7 лет мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Педагог организует и постепенно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомит с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
Большое внимание в ознакомлении детей, 5 -7 лет, с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Темы и содержание их намечали в соответствии с программой «Детство» и учетом окружающих условий. Во время прогулок дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически повторяются для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. Педагоги познакомили детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, объясняли правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
В своей работе с детьми педагоги широко применяют дидактические игры («Уроки безопасности», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Дорожная азбука», «Учим дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Транспорт») и др. С их помощью учат детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепляют знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Педагогический проект «Осторожный пешеход» ;Сюжетно-игровое занятие по ПДД «Фликер — это без сомнения знак дорожного движения»
НОД по изучению правил дорожного движения «Держи ушки на макушке» ;НОД по ручному труду по теме «Дорожные знаки».
Ежегодно воспитанники дошкольной группы принимают участие в мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма :
-неделя рекламы: «Детское кресло для автолюбителя»;
- приготовление и распространение листовок по безопасности дорожного движения ;
-смотр — конкурс в ДГ «Лучшая газета для родителей о соблюдении ПДД» -совместный конкурс рисунков: «Азбука безопасного поведения на дороге» - акция «День без автомобиля» ;
- родительское собрание: «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»;
- встреча инспектора ОП МО МВД России «Яковлевский» с воспитанниками дошкольных групп по безопасности дорожного движения.
На экскурсиях и прогулках педагоги закрепляли представления детей о проезжей части. Познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Магазин»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
В группах много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с педагогами. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводятся различные развлечения: конкурсы, викторины, соревнования. Очень много используется на занятиях и в свободное от занятий время художественной литературы.
Старшие дошкольники показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ, ежегодно принимают участие в районном конкурсе «Зелёный огонёк». На основании приказа Управления образования администрации Ивнянского района № 784 от 07 декабря 2015 года в рамках акции «Светлячок» были организованы мероприятия с целью использования световозвращающих элементов одежды для повышения безопасности дорожного движения в темное время суток для детей дошкольного возраста.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание дошкольных групп и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. В этих целях мы широко используем:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомим с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были макеты машин. Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.