Мария Казакова
Действие на образование декларации прав человека
▼ Скачать + Заказать документы
Действие на образование декларации прав человека
19 декабря 2011г Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании и подготовке в области прав человека!
Статья 1 декларации гласит :
1. Каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека.
Публикация «Действие на образование декларации прав человека» размещена в разделах
2. Образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.
3. Эффективное осуществление всех прав человека, в частности права на образование и доступ к информации, обеспечивает возможность доступа к образованию и подготовке по правам человека.
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА определено в плане действий ООН Десятилетия в области прав человека как «усилия по обучению, распространению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем привития знаний и навыков и формирования позиций и которые направлены на :
1. укрепление уважения к правам человека и основным свободам;
2. всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
3. содействие взаимопониманию, терпимости, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
4. обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
5. содействие мероприятиям Организации Объединенных Наций, направленным на поддержание мира.
План действий на Десятилетие предусматривает стратегию содействия образованию в области прав человека посредством оценки потребностей и выработки стратегий; разработки и укрепления программ и потенциала на международном, региональном, национальном и местном уровнях; координации разработки учебных материалов; укрепления роли средств массовой информации; и распространения в глобальном масштабе Всеобщей декларации прав человека.
На национальном уровне План действий предусматривает создание – по инициативе правительств или иных компетентных учреждений – национального комитета по образованию в области прав человека. Эти комитеты должны включать в себя широкий круг представителей правительственных и неправительственных учреждений, отвечающих за разработку и осуществление эффективного и долгосрочного устойчивого национального плана действий по образованию в области прав человека.
Действие на образование конвенция о правах ребенка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцией 44/25 комплексный международный юридически обязательный документ -Конвенцию о правах ребенка, который стал, по сути мировой конституцией прав ребенка. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года она ратифицирована и вступила в силу 15 сентября 1990 года. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основе Конституции многие нормативные акты закрепили положения о непосредственном действии источников международного права на территории Российской Федерации. Следовательно, Конвенция о правах ребенка имеет прямое действие на территории Российской Федерации, т. к. Россия в порядке правопреемства приняла обязательства СССР. Основываясь на положениях Конвенции ООН, Российская Федерация приняла Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 24 июня 1998 года. В указанном законе устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка.
Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношений к детям, послужила «толчком» для изменения положения ребенка в обществе и семье. Важным стало то, что «никто из современных правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав -специальным субъектом права»
Социально-экономические преобразования на фоне серьезных внутренних противоречий привели к концу XX- началу XXI века к резкому ухудшению положения детей в России. Дети, не получившие заботы и внимания, необходимого для их физического, умственного, духовного, нравственного развития не становятся полноценными членами общества. В обществе назрела необходимость правового воспитания несовершеннолетних. За 1999-2001 гг. количество несовершеннолетних правонарушителей учащихся, совершивших преступления, в России превысило 300 тыс. человек в год.
Только за 2004 год в Ханты-Мансийском автономном округе выявлено:
-29 фактов жестокого обращения с несовершеннолетними ;
- 13 фактов сексуального и иного насилия в отношении несовершеннолетних; 127 детей изъято из неблагополучных семей в связи с угрозой их жизни и здоровью;
- 173 родителя лишены родительских прав;
- 970 поставлено на учет в органы внутренних дел несовершеннолетних правонарушителей;
-привлечено к административной ответственности несовершеннолетних -1872 ребенка.
В связи с этим особую актуальность приобретает формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения: необходимость изучения документов о правах человека, правах ребенка, знакомства с примерами нарушения или соблюдения прав ребенка, определения путей соблюдения их неотъемлемых прав.
Результаты современных научных исследований по воспитанию и формированию личности способствуют ориентации современной школы на реализацию принципов гуманистического развития. Эти идеи нашли отражение в документах:
- «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»;
- в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)»;
Данные документы подчеркивают необходимость воспитания детей в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, о предоставлении им прав, возможности участия в общественной жизни государства и в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Несмотря на открытость данного вопроса, рассмотрению его на государственном уровне препятствует разобщенность действий социальных служб, специалистов системы образования, силовых структур и правозащитных служб по защите прав детей, а также пассивность самих родителей и воспитуемых.
Также на формирование правовой культуры детей влияют:
- средства массовой информации, насаждая негативные ценностные установки для развития личности и недостаточное пропагандирование нравственных принципов;
- рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и малолетних детей;
- применение детьми наркотических веществ, уход от реальной жизни в мир иллюзий;
- рост числа неполных и неблагополучных семей и т. д.
Проведенный в общеобразовательных школах Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа опрос среди старшеклассников (128 учащихся) о знании своих прав и обязанностей показал, что большинство среди опрошенных перечислили свои обязанности и значительно меньше права. Данный факт говорит о необходимости правовой просвещенности школьников в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и обязательного разъяснения учащимся сущности прав и обязанностей человека.