Чернева Надежда Юрьевна
Эссе «Познание начинается с удивления»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание начинается с удивления
В современном постиндустриальном обществе потребность в людях, обладающих творческим мышлением, решающих разнообразные проблемы и умеющих думать самостоятельно, очень велика. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательская деятельность рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи. Как же воспитать человека, отвечающего этими требованиям? Когда начинать обучение? Эти вопросы давно стоят перед родителями и педагогами. Одно из направлений решения этой проблемы – развитие исследовательской деятельности поведения у дошкольников. Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте? Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента: · развитие у детей исследовательских умений и навыков; · детскую исследовательскую практику; · мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. Опыт показывает, что исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Исследовательская деятельность для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Именно поддержка инициативы детей в различных видах деятельности развивать самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление у ребенка возможности исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения. У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи; поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях; одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий. Огромную роль играют родители, которые помогают маленьким учёным исследователям и повторять опыты дома, делать выводы. Проводя совместные мастер-классы, видишь удивление родителей. Как они поощряют и поддерживают желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата.
Темочки:
Если немного отойти от дошкольного возраста, то на своем опыте могу сказать, если мне это не интересно и процесс не вызывает удивления, я конечно буду делать так надо, но продуктивность будет ниже. Это так же доказано правдивостью и актуальностью сказанного Аристотелем. У взрослых другие вещи вызывают удивление, которое способствует познанию. Для меня, это, например, те знания, которые до меня не могли мне дать люди с которыми я взаимодействовала. Не получаешь того удивления от получения теории в колледже, университете, пока кто – то не покажет, как их применить на практике. Много познаю нового при общении со своим наставником, когда делится идеями и воплощает их в реальность. Если затронуть мою педагогическую находку, то можно сказать смело, когда я достаю с виду не приметный чемодан и открываю его, в нем столько интересного: колбочки, лупы, различные баночки с наполнителями и другие предметы. Дети с интересом бегут к таинственному чемоданчику и хотят все потрогать, рассмотреть. А если дети проводят эксперименты из используют оборудование из чемодана, у детей возникает восторг, эмоции и интерес. После увиденных горящих глаз, я уверена, что дошколята запомнят и смогут провести самостоятельно. Что мы, педагоги, делаем, если обучаем только на подражании, повторении и послушании? Мы сводим на нет главную черту исследовательской деятельности - поисковую активность. Итогом: потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Упущенное в этом плане в период дошкольного образования будет сложно, а иногда просто и невозможно, компенсировать в школе.