Диана Березовская
Опыт работы по развитию художественной одаренности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества… без этого он - засушенный цветок.
Изобразительное творчество - это одна из вершин
развития человеческих способностей». В. А. Сухомлинский.
Способность творить, мыслить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый из нас. Очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Корень слова «оДАРенность»- «дар», следовательно, произнося словосочетание «детская одаренность» мы уже этим самым допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, что ему даровано. И признаем, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслужено.
Публикация «Опыт работы по развитию художественной одаренности дошкольников» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренность многогранна и проявляется у каждого человека очень индивидуально. Раскрытие же потенциала одаренного ребенка - одна из задач системы художественного воспитания. В наше время достаточно много уже специализированных школ, студий для одаренных детей. Реализация намеченных задач требует совершенства системы художественного воспитания учащихся в образовательных школах и учреждениях дополнительного образования
Если провести маленький исторический экскурс на проблему одаренности, то мы увидим, что людей занимает этот вопрос уже с древнейших времен. Платон (427-347 до н. э.) говорил о необходимости специально отбирать и развивать наиболее способных детей. Аристотель (384-322 до н. э.) обосновал систему непрерывного воспитания как процесс, затрагивающий все аспекты личности. По его мнению, рисование относится к группе «полезных» предметов и подлежит освоению, как грамматика, музыка и гимнастика. Конфуций (551-479 до н. э.) разрабатывал принципы создания гармонического общества на основе нравственного самосовершенствования индивида, предлагал выявить одаренных детей, интенсивно их развивать, обучать. Авиценна (980-1037 н. э.) интересовало не специальное обучение, а обеспечение «счастливого детства», через развитие нравственности, физического и моторного развития ребенка с помощью игровой деятельности.
Вот и сегодня неоднозначно мнение о том, что важнее: дар, полученный ребенком от природы, или удачно сложившиеся условия открытия и развития его неординарных способностей. Однако совершенно ясно одно, что одаренный ребенок — это необычный, особый ребенок с уникальными способностями.
И как же помочь ребенку развить свои природные способности, помочь Душе наполниться творчеством, чтобы ребенок познал радость вдохновения? Для этого есть обязательное условие, которое представляет важность для развития одаренности : деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Если ребенок увлечен — задатки развиваются, нет радости от деятельности — способностей не будет. B.C. Юркевич (психолог в области детской одаренности) считает, что от длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет все что угодно — пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного — способностей.
Рисование, лепка и аппликация, так же как и игра - одно из наиболее органичных занятий детства - это интересно, увлекательно и вызывает у ребенка чувства радости и удивления. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности – ребенок становится способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Любой ребенок, начавший «творить» с изобразительными материалами в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться, а в том, что изобразительная деятельность рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки.
Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Если это новое впечатление захватывает ребенка, он очень дорожит им и хочет снова испытать его.
Рисование, как один из видов продуктивной деятельности, имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка.
Игры детей — вовсе не игры, и
правильнее смотреть на них как на самое значительное и
глубокомысленное занятие этого возраста. /М. Монтень
Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности, для раскрытия ДАРования в каждом ребенке необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело – в мир детской игры.
В поисках новых технологий в развитии художественной одаренности детей дошкольного возраста было обращено внимание на нетрадиционные методы рисования. Нигде так полно, как в игре, не проявляется человеческая способность изменять и преображать окружающий мир. Казалось бы, игра не приносит никаких осязаемых плодов, но результат ее поистине бесценен. В игре создаются наилучшие условия для обучения и развития дошкольников. Во-первых, Игра – это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и пары секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Во-вторых, Игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание научить его
действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. В-третьих, Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский). И наконец, «Игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке… средство проникновения в сферу смыслов… постижение единства мира и его Творца (В. Зеньковский). С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития.
Поэтому занятия с детьми в студии построены на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства /цвет, линию, форму, композицию/ и различные материалы /краски, бумагу, карандаши, фломастеры, пластилин, соленое тесто и др. /
Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая,
а за то, что она трудная.
/Бенджамин Спок
Объединяя игру с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей ( н-р: с детьми мы вспоминаем знакомые сказки (инсценируем эпизоды, разучиваем стихи (проигрываем на двигательной гимнастике, поем любимые песни в процессе создания работы). Ребенок запоминает только то, что ему интересно. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию, помогают наполняться творчеством. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность ребенка в 3-5 лет - это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.
Считается, что где-то в возрасте 3 лет ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, т. е. развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Ребенок с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности - он уже может хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и формирования характера. (Масару Ибука, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста)
А уже к 4 годам, у детей, усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. И самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача педагога - создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Как раз такими ситуациями и будет являться игра во всем своем многообразии. Она делает занятие изобразительного искусства интересной и увлекательной работой для ребенка.
Самое прекрасное зрелище в мире – это ребенок,
уверенно идущий по дороге жизни,
после того как ты показал ему путь.
/Конфуций
Любой педагогический процесс должен строиться на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.
На своих занятиях мы даем условия для развития ребенка, мы можем вовремя показать ему необходимый материал, руководствуясь своим знанием природы ребенка и проявленным им интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит, когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у сверстников, не занимающихся изобразительным творчеством.
Обычно, детям в дошкольном возрасте предлагают простые задания, которые выполняются за одно занятие и, как правило, на стандартном листе бумаги (А4) и таким образом лишают их возможности выбора (подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера). Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества. Но, ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем взрослые могут себе представить, когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. И поэтому на занятиях детям предлагается разный формат бумаги (от А4 до А1, в зависимости от задания.
Конечно, большой формат предполагает и выполнение более сложной работы. Но, благодаря тому, что занятия сопровождаются разными видами игр и игровыми приемами; чередованием различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, декоративная работа и др.) и использованием различных материалов; дети настолько глубоко вовлекаются в творческий процесс, что позволяет избежать потери интереса к работе – это, несомненно, побуждает детей продолжать ее выполнение и на последующих занятиях.
Особое место мы выделяем коллективным работам детей. Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Решаются не только задачи эстетического и художественного воспитания, но и содержание изображаемого активно воздействует на формирование личности в целом, коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть работ, которая детям не под силу. В таком виде работы и педагог, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует педагог и обучаться в игровой форме.
Большое значение в правильной постановке преподавания имеет оценка достигнутых детьми навыков. Очень важно в каждой конкретной работе находить для ребенка положительные моменты, обсуждать результаты с родителями.
А анализ работ помогает выявить своевременно и талантливых, и более слабых отстающих детей, изучить причины отставания и организовать им помощь.
Мне очень близка мысль Масару Ибука: «основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей…», а не сделать из всех величайших
гениев, и «…развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».
Каждый ребенок — художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста. /Пабло Пикассо
Прочитывая литературу по одаренности часто речь идет об одаренных детях и реже об одаренных взрослых. Возникает вопрос, куда же девается эта одаренность с взрослением?. И только известные ученые, художники, писатели, музыканты оставляют за собой право быть одаренными всю свою жизнь. А что другие? Становятся ремесленниками в своем деле, и не более того. Конечно, все начинается с детства. В детстве впервые появляются дарования ребенка и взрослые, заметив это, развивают их. Но, потом, детство уходит, и мы сами остаемся со своими талантами один на один и думаем, что с ними делать. Иногда жизнь сама нам предлагает применить их, а чаще все зависит от нас самих, от наших целей и ценностей, мировосприятия, условий существования и наличия волевых качеств. Редко нам жизнь преподносит подарок, чаще же всего приходится выбирать между тем, что нравится и получается и зарабатыванием денег. Но, если человек выбирает своей целью реализацию своего таланта на благо себе и другим людям, то ощущение наполненности жизни, ее результатов, ощущение себя счастливым посещает его гораздо чаще, чем других людей.
У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту! / Паоло Коэльо
Если перечислять факторы, способствующие реализации одаренности, будучи взрослым человеком, то на первом месте будет стоять сам человек, его воля, осознание своих возможностей и способностей, стремление реализовать свой потенциал, умение брать на себя ответственность за свои таланты и свою жизнь в целом. Ведь наше окружение-это тоже наш собственный выбор. Поэтому все зависит от самого взрослого человека, его желаний, установок, целей и смыслов.
Второй фактор-близкие, друзья, ученики, учителя т. е. все те, кто нас окружают от рождения и до смерти. Особенно это касается нашего детства. Именно тогда многое зависит от родителей, учителей, воспитателей и их установок желаний, возможностей. Ведь нередко мы в своей взрослой жизни стремимся реализовать свои детские устремления и мечты.
И третий фактор-отношение общества к одаренности. Насколько само общество нуждается в одаренных людях их идеях, в творчестве, насколько развиты общественные институты развития одаренности и творчества. Сегодня существует правительственная программа развития одаренности, открыты школы для одаренных, система дополнительного образования успешно развивает юных художников, танцоров, певцов, артистов, конструкторов. Но, проходит время, дети становятся взрослыми и их детский творческий потенциал исчезает в рутинных заботах взрослой жизни и остается только в виде приятных воспоминаний детства. А талант, как и другие качества, требует
тренировки и востребованности. Если этого нет, то он затухает или проявляется на более низком уровне.
Тем не менее, если человек проявил творческие способности в детстве, он остается творческим на всю жизнь. И даже в заданных условиях существования его стремление к творчеству будет проявляться. Надо не только любоваться детской одаренностью, но пора оценивать и одаренных взрослых, поддерживать и тогда наша жизнь была бы богаче и интереснее во всех смыслах.
Список используемой литературы
1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. -М. : Знание. ,1991
2. Кандинский В. О духовном в искусстве. -М. :Архимед, 1992
3. Матюшкин А. М. Загадки одарённости. -М. : Школа-пресс,1993
4. Одаренный ребенок : дар или наказание: книга для педагогов и родителей. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. -Магнитогорск: МаГУ, 2008
5. Платонова С. М. Детская одарённость. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 2011г
6. Чудновский В. Э. Одаренность дар или испытание. -М. : Знание. ,1990
7. Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
8. Юркевич B.C. Одаренный ребенок : иллюзия и реальность. М. : Просвещение, 2000.
9. Лейтес Н. С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004.
11. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М. : РУССЛИТ, 1991.-96 стр. 12. М. В. Осорина. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Из-во "ПИТЕР", 2008г., 276 стр.