Светлана Лоренц
Мастер-класс «Цветомузыкальное сияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Цветомузыкальное сияние
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка
Детский сад № 12 «Теремок»
Мастер – класс
«Цветомузыкальное сияние, музыки и цвета»
Выполнила музыкальный руководитель:
Лоренц Светлана Райнгольдовна
Представление опыта работы межрегиональная научно – практическая конференция «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: Модернизация технологий и содержания обучения» «Мастер – класс «Цветные нотки» - презентационная площадка дошкольное образование 26 – 27 сентября Чита 2019.
Публикация «Мастер-класс „Цветомузыкальное сияние“» размещена в разделах
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Пояснение
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя музыку, литературу, живопись, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо объединить виды искусства.
Каждая встреча человека с прекрасным, имеет большое значение в формировании чувств и сопричастности человека к миру.
Мы педагоги можем и должны научить маленького дошкольника
понимать и ценить искусство, а без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Как же сделать чтобы образовательная деятельность, стала более насыщенной, деятельной, и давала бы детям активное участие в ходе занятий?
Оценив значимость данной проблемы, я взяла тему «Цветомузыкальное восприятие», и хочу поделится опытом своей работы.
Я использую в работе программу И. И. Каплуновой, И. И. Новоскольцевой «Ладушки» разработанная авторами система заняти
й очень эффективна и результативна.
Сегодня я приглашаю Вас в волшебный мир музыки и рисования.
Мы с Вами будем, «озвучивать» и «оживлять» картину, музыки, используя этот опыт музыкальный руководитель, может пробудить целую гамму чувств и эмоций дошколят.
Наша встреча необычная, тему своего опыта я назвала «Цветомузыкальное сияние». А точнее цветная музыка. Музыка сама по себе прекрасна, но оказывается, любая музыка имеет цвет, получается так, что она – цветная.
Но не все люди умеют видеть музыку в цвете. В XX веке русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор Александр Николаевич Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, в котором нота «до» была красной; нота «ре» оранжевой, «ми» - жёлтой, «фа» - зелёной, нота «соль» голубой, нота «ля» синей, «си» - сиреневой, фиолетовой.
Этим даром обладают немногие люди. Композиторы А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, Р. Вагнер – видели музыку в цвете, все они умели определять цвет музыки. Японские ученые решили выяснить, есть ли у музыки цвет. Они попробовали при помощи точных измерительных приборов просветить музыку. Достали обычный MP3 носитель, установили туда компакт диск и подключили свои японские аппараты. И результат не заставил себя долго ждать. Оказывается музыка, как и человек, имеет свою ауру. Она то и выдает цвета композиций и песен.
Если музыка спокойная, романтическая, то её волны светятся розовым отливом, нежными тонами, которые радуют зрение, успокаивают нервную систему.
Если же музыка агрессивная, то и цвет у неё жесткий от синего до ярко красного оттенка.
В своей работе с детьми рисуя музыкальные произведения, дети определяют характер музыки, её движение, особенность ритма.
Обосновав мои занятия можно сделать вывод, что у музыки есть цвет. Причём её цвет зависит от стиля музыкального произведения. Классическая музыка обладает мягкими, нежными цветами. А рок-музыка, наоборот, тёмными, мрачными и насыщенными цветами.
Опыт 1: А сейчас мы с Вами попытаемся найти связь между музыкой и цветом. Я предлагаю Вам услышать музыку «Цветомузыкального сияния» и поучаствовать в небольшом опыте.
Вопрос? Как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета? Дети вправе высказывать любую точку зрения, каждый из них может «видеть» настроение по-разному. А обратимся мы с Вами к музыкальной импровизации.
Сегодня я выбрала музыку Камиля Сен - Санса из «Карнавала животных». Перед тем как импровизировать я хочу прочесть Вам эти строки.
Всех звуков и цветов соотношенье, а также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки! О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь! !
Сколько бы с детьми ни рисовали, когда мы открываем глаза, то прежде всего видим перед собой улыбки детей, которые видят свой рисунок. Некоторые дети называют свою работу «Каляки – маляки». А теперь посмотрим на свои работы и увидим какие бесподобные получились рисунки. Свой рисунок можно дорисовать, под звучащую музыку, создать свою картинку. Несомненно, каждый ребёнок обязательно дорисует свой рисунок. А мы педагоги узнаем какое настроение, чувства, передачи мысли рисующих детей.
Дети смешивают краски, как бы играя с ними, учатся видеть музыку, слышать живопись. Они понимают, что между настроением музыки и цветом, есть эмоциональная связь. Также определить характер различных по настроению музыкальных произведений, дети могут с помощью предложенных им каких - либо пособий. Цветных кружочков, музыкальных ноток, фигурок, карандашей, красок, восковых мелков и так далее. Огромный интерес детей это, когда дети познают, тот или иной музыкальный образ передавая его в игре, или движении. Играя, танцуя, дети передают музыкальную картину, например игра с движением «Капли красок».
Сейчас уважаемые коллеги, мы с Вами поиграем с цветом.
Опыт 2: «Капли красок» на цветке или листочке»
Я выбрала бесцветный цветочек, который под прекрасную звучащую музыку мы превратим наши бесцветные цветы в цветные цветочки с помощью капель краски, цвет красок мы с детками выбираем по желанию.
А теперь мы с Вами разберёмся, для чего же музыке дошкольников нужен цвет? Мир музыкальных звуков волшебный! Эта тема необычайно актуальна и очень интересна!
Конечно это система знакомства с нотной грамотой, где каждой ноте отводится свой цвет по цветам радуги : До – красная; Ре – оранжевая; Ми – желтая; Фа – зелёная; Соль – голубая; Ля – синяя;Си – фиолетовая.
С помощью музыкальных ноток дети смогут услышать прекрасную музыку, а если эти нотки раскрасить, дети смогут не только услышать, но и увидеть музыку.
Опыт 3: (представлен на презентации с детьми)
Детям предлагается сыграть на цветном синтезаторе, металлофоне по цвету ноток несложную мелодию.
Вопрос? Как действует эта разноцветная методика?
Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.
Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.
Интересное о правом полушарии мозга!
Причём здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате ребёнок просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!
Вопрос: Можно ли рисовать классическую музыку с детьми?
Рисунки детей, выполненные под классическую музыку, удивляют своим неповторимым колоритом и особым настроением. Наблюдая за детьми, на музыкальных, занятиях я с радостью отвечу, что прекрасные звуки не оставляют их равнодушными - и находят отклик в душах ребят. А ведь им всего 5-6 лет. Дети готовы слушать и рисовать понравившееся произведение пока звучит музыка. И им очень нравиться создавать «цветовые настроения». Работая с программой «Ладушки» Ириной Каплуновой; Ириной Новоскольцевой создана прекрасная фонотека по слушанию с аудио приложением для детей всех возрастов дошкольного возраста.
Серия книг называется «Праздник каждый день» ; методическое пособие «Мы играем, рисуем, поём и много других интересных и развивающих книг этих авторов.
Например: Бабочка - Э Григ; Болезнь куклы - П Чайковский;
Вальс снежных хлопьев - П Чайковский; Жаворонок - М Глинка; Григ - В пещере горного короля; Кабалевский – Кавалерийская и другие произведения.
Самое интересное:
Самое интересное и увлекательное в моей работе с детьми это – музыка «Цветомузыкального сияния» а если проще сказать это музыкально цветовые импровизации! Они различны и неповторимы.
Например, импровизация «Музыкальная радуга» для детей подготовительной группы.
Дети слушают музыкальное произведение С. Прокофьева «Дождь и радуга».
Музыкальный руководитель рисует на листе бумаги капли дождя, а затем изображает цветную радугу. Дети рассматривают рисунок и называют цвета радуги. Затем музыкальный руководитель рассказывает сказку.
Сказка: Далеко в горах, жили разные цвета, у каждого был свой дом. Красный цвет жил в красном доме, синий — в синем, зеленый — в зеленом и т. д. И вот заспорили цвета, чей дом лучше.
Предлагаю детям по ходу рассказывания сказки выбрать цвет, подобрать музыкальный инструмент, который соответствует цвету-настроению, и дети исполняют музыкальный «спор» цветов.
Но вот пошел дождь (дети изображают на музыкальных инструментах звучание капель дождя, подражая ритму звучания музыкального произведения). Все цвета разбежались по своим домам.
И вот дождь закончился, и на небе появилась красивая яркая радуга. Удивились цвета : «Как красиво, когда мы все вместе!» Больше они никогда не ссорились и не спорили, чей цвет лучше. А дома свои они покрасили во все цвета радуги. Далее предлагаю детям сочинить музыкальную «радугу». Последовательно дети импровизируют на своих музыкальных инструментах.
Ожидаемый результат:
Сегодня на музыкально интегрированном занятии
Мы узнали…. Мне понравилось….
Я услышал…Я сыграл…. Я нарисовал….
Обязательно расскажу своим друзьям и родителям.
Было очень увлекательно и интересно!
Рисунки детей, как показал опыт проведения музыкально – интегрированных занятий, выставок, представляют огромный интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть музыкально – изобразительного творчества "произведения", достойные внимания зрителей, детей, воспитателей и любимых родителей.
Коллеги, педагоги!
Мастер класс с детьми!
ВЫВОД:
И музыка, и живопись могут создавать картины!
Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом!