Сычева Елизавета
Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью песочной терапии
Автор: Сычева Елизавета Сергеевна
Монологическая речь понимается как речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение информации о каких-либо фактах и явлениях. коррекционную работу по развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня необходимо проводить именно в дошкольном возрасте, т. к. ее достаточное развитие необходимо для дальнейшего обучения в школе. Потребность коррекционно-образовательного процесса в вариативности применяемых методов и методик делает проблему развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с применением элементов песочной терапии актуальной.
Публикация «Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью песочной терапии» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Монологическая речь по своей сущности является более сложной, произвольной, организованной формой речи (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, т. к. представляет собой последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Её характерными чертами являются связность мысли (последовательность и доказательность, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств, логичность, развернутость, смысловая завершенность. Сложность данного вида речи в отличие от диалогической заключается в более развернутом содержании и языковом оформлении, поэтому она предполагает высокий уровень речевого развития говорящего.
Вопросы развития связной речи в разных ее аспектах раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Т. А, Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Т. В. Ахутиной, В. К. Воробьевой и др.
Развитие связной речи взаимосвязано с развитием мышления,усложнением детской деятельности, развитием форм общения с окружающими, обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя речи.
По мнению О. С. Ушаковой, развитие связной монологической речи является основной задачей дошкольного образования.
Дети с общим недоразвитием речи III (далее – ОНР) испытывают трудности в построении грамматически правильных высказываний, у них отмечаются пропуски смысловых звенев, отсутствие логической завершенности высказываний, недостаточность языковых средств, трудности в языковом оформлении, программировании и реализации высказывания, трудности самоконтроля. Это является следствием недоразвития всех компонентов речевой системы, особенно лексико-грамматического компонента, и психическими особенностями.
Проблемой развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи занимались такие исследователи, как В. П. Глухов, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Н. Лебедева и др.
Неоднородность группы детей с ОНР III уровня и современные реалии образования требуют поиска и применения вариативных методов и методик коррекционно-образовательного процесса.
Анализ имеющихся в литературе технологий, методов и методик развития связной речи, а также учет возрастных и психофизических особенностей данной категории детей выявил потребность создания коррекционной методики по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня с применением элементов песочной терапии.
Гипотеза исследования у дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования, что влияет на успешность усвоения текстовой информации. Результативность коррекционной работы, направленной на овладение связной монологической речью, обеспечивается:
- диагностикой и определением трудностей полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования;
- разработкой комплекса коррекционных занятий с включением песочной терапии
Формирование связной монологической речи при нормальном развитии ребенка происходит в старшем дошкольном возраста с увеличением словарного запаса, развитием мышления, усложнением деятельности, усовершенствовании грамматического строя речи.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечаются некоторые особенности. У них присутствует развернутая фразовая речь, но наблюдаются аграмматичные фразы, неправильное и неточное употребление некоторых слов, имеют место трудности в построении сложного предложения и нарушают связи слов, выражающие временные и пространственные отношения. Проявляются нарушения словообразования и словоизменения. Словарный запас ограниченный. Имеются нарушения понимания речи и слоговой структуры слова, недостаточность ритмического компонента речи. Кроме того, в структуре дефекта часто выявляются и третичные нарушения психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Данные психолого-педагогические особенности обуславливает трудности формирования связной монологической речи.
В научных исследованиях выявлены следующие особенности развития связной монологической речи у детей данной категории : дети мало пользуются монологической речью, не заинтересованы в контактах, дезориентированы в ситуации общения; сложности построения грамматически правильных высказываний, понимание текста фрагментарно, пропуски смысловых звеньев, отсутствие логической завершенности высказываний; необходимость постоянной помощи и несамостоятельность повествования; недостаточность языковых средств, трудности в языковом оформлении, программировании и реализации высказывания, уменьшение объема рассказываемого текста; трудности самоконтроля при пересказе.
Исходя из всего вышесказанного, для развития связной речи детей необходима целенаправленная, организованная и систематическая коррекционная работа, направленная на формирование данного вида речи.
При проведении логопедического исследования следует руководствоваться следующими принципами: принцип развития, принцип системного подхода, принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Цель данного эмпирического исследования – изучение особенностей развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II и III уровня. Исследование проводится на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» в старшей группе компенсирующей направленности.
На констатирующем этапе были отобраны методики исследования, которые включают общее обследование речи, обследование моторики, углубленное исследование лексико-грамматического компонента речи и связной монологической речи (методика обследования речи, составленная Н. В. факторов Трубниковой, торгового методика воздействие обследования распределение развития удобством связной управление речи И. Н. Лебедевой).
В экспериментальную группу отбирались дети старшего дошкольного возраста с ОНР II и III уровня из числа воспитанников групп компенсирующей направленности (для детей с ТНР).Экспериментальную выборку составили 10 испытуемых, соответствующих критериям отбора.
Результаты обследования речи детей обрабатывались качественно и количественно. По данным констатирующего эксперимента коррекционное воздействие необходимо относительно не только связной речи детей, но и речи в общем (особенно ЛГК, т. к. развитие этого компонента статистически значимо коррелирует с развитием связной речи).
Современные реалии коррекционного образования и неоднородность группы детей с речевыми нарушениями требуют создания вариативности использования различных технологий, методов и приемов развития навыков связной речи. В данном исследовании был рассмотрен вопрос эффективности использования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня элементов песочной терапии.
Формирующий этап эксперимента включал занятия по развитию связной речи и лексико-грамматического компонента, которые проводились на базе МАДОУ. Занятия основаны на календарно-тематическом планировании, принятом в образовательной организации, всего 44 занятия ( два раза в неделю: по 1 занятию на развитие связной речи и на развитие лексико-грамматического компонента). Для экспериментальной выборки занятия проводились с использованием песочной терапии, для контрольной выборки занятия были построены по традиционной структуре.
Согласно результатам контрольного эксперимента, уровень развития лексико-грамматического компонента речи только повысился у большинства детей, участвующих в исследовании. Также положительная динамика в развитии связной речи отмечается у всех детей, участвующих в исследовании. При детальном рассмотрении данных обследования отмечаются более высокие результаты у детей экспериментальной выборки. Это доказывает эффективность применения элементов песочной терапии у детей с общим недоразвитием речи III уровня для развития связной монологической речи.
Список литературы :
1. Башмакова, С. Б. Развитие монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова, Е. С. Бизяева //Актуальные вопросы психологии. – 2017. – №13.
2. Бессонова, А. Д. Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях / А. Д. Бессонова // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 662-665. –URL https://moluch.ru/archive/109/26537/ ( дата обращения: 10.12.2019).
3. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Педагогика и психология образования. – 2014. – № 1. – С. 89-97.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : метод. пособие / В. П. Глухов. – Москва : АРКТИ, 2004. –168 с.
5. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР / В. П. Глухов. – Москва : АРКТИ, 2004. –168 c
6. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Ин-спец. педагогики и психологии, 1998.–50 с.
7. Митченко, А. П. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития / А. П. Митченко// Аллея Науки. – 2018. –№5 (21). – С. 213-216.
8. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. – Санкт-Петербург : Речь, 2006.– 176с.