Елена Шумакова
Cоздание условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Занятие «Веселые зайчата»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Веселые зайчата"
Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
• Улучшение взаимоотношений между детьми.
• Гармонизация межличностных отношений.
Структура занятия :
1. Вхождение в занятие.
2. Ритуал приветствия - упражнение «Солнышко»
3. Разминка – упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Публикация «Cоздание условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, Занятие „Веселые зайчата“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
4. Основная часть.
Упражнение «Все у кого…»
Упражнение «Узнай кто это?»
Коммуникативное рисование
Упражнение «Ладонь в ладонь»
Релаксационное упражнение «Солнечный лучик»
5. Рефлексия
6. Ритуал прощания - упражнение «Солнышко»
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование : магнитофон и музыкальное сопровождение, платок, «солнышко», «маленькие солнышки», стульчики, ватман, магниты.
Ход занятия.
п/№ Деятельность психолога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Вхождение в занятие.
- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, а волшебное. Мы с вами превратимся в маленьких сереньких зайчат. Но что бы в них превратится, мы должны произнести считалочку: - Раз. Два, три, четыре, пять – превратимся мы в зайчат.
- Проснулись маленькие зайчата на лесной опушке.
- А теперь надо потянуться, что бы наверняка проснуться. Подняли лапки вверх, в стороны, опустили вниз.
- Зайчики пошевелили ушками, поздоровались с плечиками, лопаточки друг с другом.
- Молодцы, зайчата!
- Теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Дети произносят считалочку.
Дети тянут руки вверх, в стороны, к носочкам.
Дети делают руками ушки, шевелят, поднимают плечики, соединяют лопаточки. Психолог организует, активизирует воспитанников.
Способствует снятию мышечных зажимов.
2. Ритуал приветствия.
- Ребята- зайчата, сейчас я протяну правую руку с солнышком и вы все должны опустить свою ладошку на мою руку по кругу и громко сказать : «Здравствуйте!».
- Наше солнышко мы повесим с вами на доску, и оно будет сохранять наше хорошее настроение.
Дети опускают ладошки по кругу и здороваются
Помогает детям поприветствовать друг друга.
3. Разминка.
- Теперь, ребята – зайчата, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим самую добрую улыбку.
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.
Разминка воздействует на положительное эмоциональное состояние детей, мотивирует на дальнейшую работу в группе.
4. Основная часть.
- Зайчата – веселые ребята, очень любят различные игры.
Игра «Все у кого…»
Давайте сядем на пенечки – стульчики и выполним следующие действия:
• Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
• Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
• Пусть коснуться кончика носа все у кого есть что-то зеленое в одежде.
• Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.
• Пусть попрыгают все, кто любит слушать сказки.
- Молодцы, ребята – зайчата!
- А теперь время подкрепится, а то в животиках у зайчат уже урчит.
- Кто знает, что кушают зайчата?
- Правильно капусту, морковку. Нужно сорвать морковку, сесть на пенек-стульчик. И скушать морковку.
- Вкусно покушали! Покажите, как хорошо покушали зайчата.
- Зайчата хорошо покушали и решили погулять и поиграть.
Игра «Узнай кто это?».
- Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и выберем ведущего. Ведущий встает в центр круга. Ему платком завязывают глаза. по команде ведущего дети идут, молча по кругу, пока взрослый жестом не покажет на одного из детей. Тот в свою очередь, должен окликнуть по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул. Если водящий сказал верно, ребенок становится вместо него.
- Молодцы, все хорошо поиграли! Всех узнали.
- Играли, играли зайчата, тут вдруг начался дождик. Зайчата побежали и сели каждый на свой «пенек» под кустиком или деревом.
Что бы быстрее дождик закончился, наступила хорошая погода, давайте ее нарисуем.
Коммуникативное рисование.
А рисовать мы будем все вместе. Каждый нарисует отдельный фрагмент, который, по его мнению, относится к хорошей погоде (например – солнышко, цветочек, травка, дерево и т. д.). Те ребята, кто не рисует, будет считать вслух до 10.
- Хорошую погоду нарисовали, молодцы!
- Пока мы рисовали, дождик закончился. И зайчатам трудно усидеть на месте. Они отправились в путешествие.
Игра «Ладонь в ладонь» (включается музыкальное сопровождение).
Путешествие непростое, а с препятствиями. Двигаться вы должны парами, прижав правую ладонь к левой ладони, стоящего рядом, левую к правой ладони.
- Молодцы ребята –зайчата, преодолели все препятствия!
- Зайчата хорошо поиграли, повеселились, попутешествовали. Но немножко устали. А теперь сядем на свои пенечки – стульчики и отдохнем.
- Мы играли, бегали, веселились. Устали!
Сели отдохнуть и тут зайчат окутал сон. Немного подремали. Но вот появился игривый солнечный лучик, и…
Релаксационное упражнение «Солнечный лучик» (включается музыкальное сопровождение)
• Закрыли глазки;
• Лучик прикоснулся к вашим глазкам, откройте их;
• Лучик прикоснулся к вашим бровкам – пошевелите бровями;
• Лучик прикоснулся к вашему носику- сморщите носик;
• Лучик прикоснулся к вашим губкам – пошевелите губками;
• Лучик прикоснулся к вашему подбородку- пошевелите подбородком;
• Лучик прикоснулся к вашим плечикам- приподнимите и опустите плечики;
• Лучик прикоснулся к вашим ручкам – потрясите ручками;
• Лучик прикоснулся к вашим ножкам – приподнимите ножками и потрясите ими;
• Лучик поиграл с нами и скрылся- медленно вставайте.
- А нам теперь пора превращаться в ребят. Давайте произнесем считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять – превращаемся в ребят».
Дети выполняют действия.
Стоят на правой ноге.
Хлопают в ладоши.
Касаются кончика носа.
Гладят по голове.
Прыгают.
Деть выполняют действия.
Дети трут животики.
Дети играют. игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга в роли водящего.
Дети садятся на стульчики.
Дети рисуют, по очереди подходя к ватману. Остальные ребята считают до 10.
Соединенные таким образом дети передвигаются по комнате, преодолевая воображаемые препятствия: перешагивают через кочки, идут по узкой тропинке, обходят лужи, подползают под упавшим деревом, идут по узкому бревнышку и т. д.
Дети сели на стульчики.
Дети закрыли глазки.
Дети открывают глаза.
Шевелят бровями.
Морщат носик.
Шевелят губками.
Шевелят подбородком.
Приподнимают и опускают плечики.
Трясут ручками.
Приподнимают ножки и трясут ими.
Ребята встают со стульчиков.
Ребята произносят считалочку.
Игра способствует преодолению барьеров общения. Дают понять ребенку, что в каждом из них есть что-то общее и что-то отличающее их друг от друга.
Игра способствует снятию мышечных зажимов, способствует формированию эмоционально-положительного эмоционального фона.
Рисование способствует созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, способствует снижению психоэмоционального напряжения и тревожности.
Способствует развитию коммуникативных навыков- сплочению группы и гармонизации межличностных отношений.
Способствует развитию коммуникативных навыков, получению опыта работы в парах.
5. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что вам понравилось?
- Что было сложно делать?
- Какое настроение у вас после занятия?
Сейчас я перед вами положу улыбающиеся и грустные солнышки. Если вам весело и у вас хорошее настроение возьмите и повести рядом с нашим солнышком свое улыбающееся, а если вам грустно настроение плохое повести грустное солнышко.
- Вот подошло наше занятие к концу. Давайте попрощаемся с вами.
Дети отвечают.
Понравилось играть, угадывать друг друга. Понравилось как лучик «играл» с нами было хорошо и весело. Спокойно и легко.
Сначала было сложно угадывать друг друга.
Нам весело, хорошо.
Дети вешают солнышки
(Если у кого – то из детей плохое настроение, для того, что бы ребенку стало весело и хорошо, ребята по кругу говорят комплимент или приятные слова).
6. Ритуал прощания «Солнышко».
- Ребята, сейчас я протяну правую руку с «солнышком» и вы все должны опустить свою ладошку на мою ладонь по кругу и громко сказать «До новых встреч!»
Дети опускают ладошки по кругу и прощаются.
Список литературы :
1. Истратова О. П. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Издание 4-е. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2010.
2. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2009.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 2001.
4. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: практическое пособие: пер. с нем. – 5-е изд., стер. – М., Генезис, 2005.