Павлова Татьяна Николаевна
Профилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей среде
В дошкольном возрасте наиболее стремительно происходит физическое и психическое развитие. Все мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка играют эмоции.
К сожалению, мы живем эпоху социально- экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в змоционально-личностном развитии, у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. В последствии это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Публикация «Профилактика тревожности как средство развития положительного отношения к окружающей среде» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Работать с тревожными детьми не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.
Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребёнка и при необходимости провести коррекционную работу с целью снижения уровня тревожности.
Цель: Профилактика возникновения и снижение уровня тревожности
Задачи:
• изучение и развитие эмоциональной сферы ребёнка;
• формирование адекватной самооценки у ребёнка. ;
• обучение ребёнка основам управления эмоциями;
• формирование социального доверия;
• формирование познавательной компетенции родителей (знание психических особенностей, развитие собственного ребёнка, понимание состояния ребёнка, осмысление причин негативного поведения)
В средней группе работа проводится с целью профилактики, в старшей группе с целью коррекции. В коррекциооно-развивающей работе я использую совмещение нескольких программ:
• «Уроки добра» Семенака;
• «По сказочным дорожкам – к успеху»
•
Принципы:
• Индивидуального подхода (учёт эмоционального опыта каждого ребёнка)
• Позитивности (создание доброжелательной атмосферы, сотрудничество)
• Свободного перемещения в пространстве, свобода высказывания
Методические приё мы:
• Придумывание сказок.
• Беседы, направленные на развитие самосознания ребёнка.
• Рисование.
• Игры.
• Психогимнастика.
• Словесные и подвижные игры.
• Проигрывание проблемных ситуаций.
Основными факторами, обеспечивающими успешность в достижении поставленной цели, а именно профилактика возникновения и снижение уровня тревожности являются :
• Создание условий для формирования социального доверия (установление контакта с детьми, положительного эмоционального настроя и доброжелательной атмосферы в группе, обеспечение чувства психологической защищённости, создание ситуации успеха).
- Упражнение «Похвалилки»
- игра «комплименты»;
- упражнения «Меня зовут…», «Мне нравится…».
• Создание условий для развития социальных эмоций,. (расширение представления об эмоциях и эмоциональных состояниях, развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности).
-упражнения и игры на снятие психоэмоционального напряжения;
- упражнения для повышения степени самооценки;
- игры на раскрепощение;
- тренинг эмоций.
•Создание условий для развития социальной активности, коммуникативных навыков. (развивать групповую сплоченность)
- упражнения и игры на снятие психоэмоционального напряжения «Сбрось усталость», «Солнечный зайчик»;
- игры на сплочение, сотрудничество;
- Игровые упражнения «Привет другу»
- Чтение литературных произведений.
Проводились консультации с воспитателями и родителями по взаимодействию с тревожными детьми.
Проделанная работа дала свои результаты, уменьшилось количество детей с высоким уровнем тревожности.