Светлана Стефанова
Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов – психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
Задачи:
• Помочь молодым специалистам в определение основных задач психологического сопровождения по областям развития дошкольников.
• Развивать творческий, инициативный подход к работе по сопровождению внедрения ФГОС ДО.
Публикация «Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Общие сведения о практическом занятии. Работа в подгруппах по формулированию основных задач психологической службы по сопровождению областей развития ребенка.
Планируемый результат: осознание участниками сферы компетентности педагога-психолога при освоении детьми образовательных областей; использование приобретенных и актуализированных знаний при работе над рабочей программой педагога- психолога ДОУ.
Оборудование. Раздаточный материал для подгруппой работы, интерактивная доска.
педагога-психолога
Ход занятия.
Все участники должны быть распределены на подгруппы. Деление на 5 подгрупп проводится с помощью вытягивания каждым участником пазлы и складывания из них рисунков в образовавшихся группах.
Предварительная работа.
Ведущий напоминает, что ФГОС ДО предполагает, что общеобразовательные программы должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Планирование работы педагога – психолога должно исходить из новых стандартов.
Мозговой штурм.
Ведущий напоминает цели для основных направлений развития ребенка, и помогает сформулировать сферу компетентности педагога-психолога.
1. Область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;. , безопасного поведения в быту, социуме, природе» (из ФГОС ДО)
Сфера компетентности педагога – психолога : развитие ребенка в игре, в процессе общения, познания мира, себя и других развитие коммуникативных способностей.
2 Область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира., об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (из ФГОС ДО)
Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие ребёнка через познание многообразия свойств и качеств окружающих предметов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
3. Область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (из ФГОС ДО)
Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие речи и коммуникативных способностей детей
4. Область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» (из ФГОС ДО)
Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие детского художественного творчества через использование методов арт-терапии, приобщение к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
5 Область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (из ФГОС ДО)
Сфера компетентности педагога – психолога : Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Далее проводится подгрупповая работа.
Инструкция : «Каждой из подгрупп в течение 10 минут предлагается сформилировать основные задачи для сопровождения педагогом-психологом одной из образовательный областей. Листы с названиями областей и выдержками из ФГОС ДО раздаются подгруппам в случайном порядке»
Предполагаемые ответы:
«Социально- коммуникативное развитие»
• Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
• Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
• Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
• Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
• Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в коллективной деятельности.
• Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.
• Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
«Познавательное развитие»
• Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование познавательных действий, становление сознания.
• Развитие воображения и творческой активности.
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
• Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.
• Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
• Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве
«Речевое развитие»
• Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
• Сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
• Обеспечение гармоничного физического развития.
• Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
• Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных
«Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
• Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
• Формировать интерес к конструктивной деятельности.
• Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки.
• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
• Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
«Физическое развитие»
• Содействовать гармоничному психо-физическому развитию детей.
• Формировать потребность в психологической комфортности, при выполнении физических упражнений
• Развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
Каждая из подгрупп рассказывает о результатах своей работы, их записи крепятся к доске, при необходимости вносятся поправки и добавления.
Задается дополнительный вопрос: «Перечислить направления работ педагога-психолога, в которых могут реализовываться поставленные задачи.
Притча "ПЯТЬ ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ"
Рефлексия.