валентина андросова
Цикл занятий по экологии «Лесная мастерская»
▼ Скачать +Заказ
4 занятие : Аппликация - «Колючий недотрога» - портрет
«Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки»
Шорыгина Т. А.
Задачи:
1. Учить детей изображать животных, выполняя аппликацию из засушенных листьев, и выбирать наиболее выразительные приёмы для создания портретов зверей.
2. Закрепить ранее приобретённые навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определённом порядке и навыки расположения изображения по всему листу, составляя из них композицию.
Публикация «Цикл занятий по экологии „Лесная мастерская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
3. Формировать у детей умение передавать характерные черты зверей, изображать их в портретах, используя технику «аппликация».
4. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание и наблюдательность.
Средства:
• Беседа о портрете как об одном из жанров художественного творчества.
• Использование демонстрационного материала – иллюстраций и образцов детских работ.
• Использование игровых моментов, доступных пониманию детей и способствующих мотивации их деятельности: 1) встреча лесного персонажа - Ёжика, который приглашает детей в волшебный лес на свой день рождения; 2) все гости собрались, лишь один так долго наряжался, что немного опоздал, а кто это, мы сможем узнать, взглянув на аппликации (детские работы).
Предшествующая работа:
• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок пробуем находить в природе очертания каких-либо предметов, что впоследствии поможет детям в выполнении задания.
• Наблюдение за ёжиком в представленных видеороликах, демонстрация детям иллюстраций с различными сюжетами из жизни животных.
• Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций, знакомящих с особенностями внешнего вида и жизни ежей.
Материалы:
• Иллюстрации с изображением ёжика, образцы аппликаций из листьев, изображающих ежей.
• Засушенные мелкие цветы, травинки, листья разного цвета и формы (ольхи, клена, липы, осины и т. д.).
• Половина альбомного листа, клей, кусок ткани, кисточка для клея.
Краткий ход занятия :
1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.
2. Вместе с детьми вспоминаем, что они знают о жизни ежей.
3. Подготовительная работа к выполнению задания – рассматривание образцов аппликаций, отметить, из каких частей состоит изображение ежа (голова, туловище, лапки, какой они формы.
4. Подумать, какие из листьев, лежащих на подносе, подойдут для изображения туловища и головы.
5. Обратить внимание на то, как по–разному может быть изображена колючая спинка ежа (из одного листочка, нескольких, наклеенных друг на друга).
6. Подумать, листья, каких деревьев использованы для изображения спинки (показываю, как можно наложить кленовые листочки один на другой так, чтобы внизу были более крупные, а сверху более мелкие, причем нижний край всех листочков должен совпадать).
7. Решить, на какой из образцов будет похож их еж.
8. Самостоятельное творческое выполнение портрета - выбрать необходимые листочки, составить на фоне фигурку ежика.
9. Наклеить листья, поочередно снимая их с фона.
10. Методическое пояснение: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги и последовательное их наклеивание
11. Украсить портрет ежика, наклеив сухие травинки, листочки, цветочки.
12. Выбираем вместе с ребятами самого красивого ежика, дети объясняют, почему он получился такой нарядный. Обращаю внимание детей на аккуратность расположения и наклеивания листьев друг на друга.
5 занятие : - Аппликация - «Птицы волшебного леса» - коллективная работа.
«Спозаранку скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам»
Шорыгина Т. А.
Задачи:
• Учить детей работать со схемой, ориентируясь на которую, они составляют изображения различных птиц, соотнося форму и размер засушенного листка с элементом схемы и конкретной деталью фигуры птицы.
• Закреплять умение изображать птиц, выполняя аппликацию из засушенных листьев, используя как целые листочки, так и разрезанные по прямой линии, и выбирать наиболее выразительные приёмы для создания портретов птиц.
• Формировать умение передавать характерные черты пернатых и изображать их.
• Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, чувство сотрудничества и коллективизма.
Средства:
• Беседа с детьми о разных птицах (воробей, дятел, синица, снегирь и т. д., чтение рассказов, отгадывание загадок и рассматривание картинок птиц.
• Использование демонстрационного материала – иллюстрации и образцы детских работ.
• Игровые моменты: "Чей это голос?", "Кто в домике живет?". Появление «Лесовичка», который приносит детям изображение дерева из своего волшебного леса. На ветках дерева нарисованы круги и овалы, их нужно заполнить аппликацией с изображением птиц. А каких именно птиц, подскажут схемы и загадки.
Предшествующая работа:
• Собираем листья, засушиваем их (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок пробуем находить в природе очертания каких-то предметов, это поможет детям придумать, что и как выполнять задание.
• Наблюдение за птицами на прогулке, и в группе просматривание видеоролика и прослушивание голоса птиц. Рассматривание иллюстраций, где дети увидят различные сюжеты из жизни птиц.
• Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций, знакомящих с особенностями внешнего вида и жизни, зимующих в наших лесах и перелетных птиц.
Материал:
• Изображение сказочного персонажа Лесовичка, образцы аппликаций из засушенных листиков, схемы с изображением фигур разных птиц, лист ватмана с нарисованным деревом, фон для аппликации каждому ребёнку в форме круга или овала из альбомной бумаги, засушенные листья.
• Ножницы, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея.
Краткий ход занятия :
• Беседа с детьми о птицах, каких они знают «Какие птицы зимуют в наших лесах?".
• Рассмотреть дерево, что принёс детям «Лесовичок» из своего волшебного леса и какие именно птицы изображены на схемах, лежащих перед каждым ребёнком.
• Отметить, из каких частей состоит изображение птицы (голова, туловище, лапки, хвостик, клюв) и какой они формы.
• Подумать, какие из листьев, лежащих на подносе, подойдут для изображения туловища, головы, хвостика, клюва и крылышек;
• Обратить внимание на то, как могут быть изображены различные птички, разного вида (из одного листочка, нескольких, наклеенных друг на друга).
Методическое пояснение: обратить внимание, какие листочки больше подходят для образа птицы, (как дятел, синичка, воробей и т. д., и сравнить их по виду и форме.
• Подумать, листья, каких деревьев использованы для изображения туловища, головы (показываю, как можно составить из нескольких разных по форме и размерам листиков фигурку птички).
• Самостоятельное творческое выполнение задания - подобрать необходимые листочки, чтобы выполнить аппликацию.
• Разложить листочки на фоне (круге). Наклеить аппликацию.
Методическое пояснение: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги и последовательное их наклеивание.
• Приклеиваем круги с детскими аппликациями на фон с деревом из волшебного леса.
• Вместе с «Лесовичком» радуемся тому, что волшебный лес наполнился птицами. Отмечаем наиболее удачные работы по подбору листьев, расположению деталей, аккуратности наклеивания.
Физминутка:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре, руки вниз.
Появляется Лесовичок, который приносит детям изображение дерева из своего волшебного леса. На ветках дерева нарисованы круги и овалы, их нужно заполнить аппликацией с изображением птиц. А каких именно птиц, подскажут схемы и загадки.
«Загадки»
Скок да скок, скок да скок,
Скачет серенький попок.
Чик-чирик, чик-чирик,
Жить на улице привык.
(Воробей)
Хоть я не молоток – по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
(Дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
«Кле! Кле! Кле!» - поёт со свистом.
(Клёст)
Как начнутся холода, прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Дети рассказывают о птицах, каких они знают.
В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. На рябинах пируют перелё тные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма больше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться.
Улетели перелётные птицы в тёплые края. Зато в конце осени прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют – жирок куют. Ведь у клестов зимой появляются птенчики.
Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. Люди мастерят кормушки и развешивают их возле домов на деревьях, насыпают птицам зёрнышки и хлебные крошки. Надо заботится о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собирать для них семена и плоды.