Ирина Градова
Цикл занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей младшего дошкольного возраста
Занятие № 7-8 (декабрь)
Тема: «Елочка нарядная на праздник к нам пришла».
Техника : рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации.
Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем; развивать эстетическое восприятие; формировать образные представления; вызывать чувство радости от результата работы.
Публикация «Цикл занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: кисти, гуашевые краски, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов (дерево, домик, машинка и т. д., клей-карандаш, корзинка, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, какое время года у нас сейчас?
Дети. Зима!
Воспитатель. Правильно! Молодцы! И приближается самый волшебный праздник, а какой, давайте с вами мы сейчас и отгадаем.
Воспитатель читает загадку:
«Всю елку до макушки
Украсили игрушки!
Вставайте в хоровод!
Встречайте!»
Дети. Новый год.
Воспитатель. Молодцы! Ребята к нам сегодня в гости пришел зайчик и принес нам подарок, но какой, зайчик говорить не хочет. Он хочет чтобы вы его отгадали.
Читается загадка:
«Она на ежика похожа,
Как еж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают- шишки.
Девчонки ждут ее, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к нам стоять придет!»
Дети. Елочка
Воспитатель. Правильно, елочка! Ой, ребята, посмотрите нам зайчик принес елочку! Ребята скажите пожалуйста какая она?
Дети. Зеленая, колючая, пушистая, красивая.
Воспитатель. Молодцы ребята! А давайте мы с вами нарисуем такую же красивую елочку?
Дети. Да! Давайте!
Воспитатель. А какого цвета краска нам нужна?
Дети. Зеленая!
Открываем коробку с красками и дети сами вынимают от туда баночку с зеленой краской.
Воспитатель. Ребята, давайте что бы наши пальчики лучше рисовали мы для них сделаем зарядку?
Воспитатель вместе с детьми делает пальчиковую гимнастику. Педагог показывает, а дети повторяют.
«Большой палец встал один.
Указательный- за ним.
Средний –будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все- «Ура!»
На работу им пора!»
Эту гимнастику повторяем поочередно на каждой руке 2 раза.
Воспитатель. Теперь наши ручки готовы рисовать. Но рисовать мы с вами сегодня будем не кисточками, а ладошками.
Воспитатель красит ладошки детей зеленой краской и ребята прикладывают свои ладошки к ватману (с помощью воспитателя) так, чтобы на листе получился отпечаток в виде веточки елки. Так все дети оставляют свой отпечаток на листе. Получается елочка.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какая красивая елочка у нас получилась. Мы хорошо потрудились, а теперь давайте немного поиграем.
Физкультминутка. «Приготовим праздничный пирог».
Воспитатель. Ребята, наш зайчик собрался испечь праздничный пирог, но у него нет начинки. Давайте поможем зайчику собрать фрукты для пирога?
На полу раскладываются муляжи фруктов и овощей, дети по команде собирают в корзинку только фрукты. Игра повторяется 2 раза.
На втором занятии дети украшают елочку. Гирлянду можно нарисовать пальчиками.
Воспитатель. А теперь пойдемте посмотрим на нашу елочку.
Дети вместе с воспитателем идут к мольберту на котором стоит рисунок елочки (который мы делали).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что не хватает нашей новогодней елочке?
Дети. Новогодних игрушек.
Воспитатель достает маленькую коробочку с заранее приготовленными фигурками из цветной бумаге.
Воспитатель. А теперь давайте нарядим нашу елочку!
Дети берут клей и с помощью воспитателя приклеивают на елочку фигурки.
Воспитатель. Вот теперь наша елочка готова к празднику! давайте споем песенку про елочку?
Воспитатель вместе с детьми поют песню «В лесу родилась елочка»!
Занятие № 9 (январь)
Тема: «Я слепил снеговика».
Техника : рисование методом тычка.
Цель: познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции
Оборудование: плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.
Ход занятия : Педагог обращает внимание детей на первый снег, спрашивает, что можно из него слепить. Читает стихотворение Е. Седовой:
Первый снег идёт кругом –
Снегом землю замело.
Из пушистого снежка
Я слеплю снеговика
С длинным-длинным носом,
Назову Морозом.
Сделал я огромный ком
И ещё один потом,
Глазки – уголёчки,
Беленькие щёчки,
А потом морковку
Прикрепил неловко –
Это будет красный нос.
Вот и вышел мой Мороз.
В руку дам ему метлу,
Не замёрзнет на ветру.
Мой хороший снеговик
Сразу же к зиме привык.
Воспитатель интересуется у детей, каким автор назвала снег в стихотворении (пушистым, затем предлагает нарисовать пушистый снег и «вылепить» из него снеговика.
Показывает технику выполнения рисунка методом тычка.
Дети решают, из двух или из трёх кругов будет их снеговик, вспоминают, как с помощью ватной палочки нарисовать глазки, пуговички для снеговика (держа палочку вертикально, куда приклеить нос.
Те из них, кто быстро выполнил задание, приклеивают своему снеговику шапочку из бумаги, метлу, ёлочку, снежинки и другие украшения.
Заканчивается занятие просмотром работ, дети дают имена снеговикам, находят больших и маленьких, самых весёлых, толстых, смешных, неуклюжих, непохожих на другие.
Занятие № 10 (январь)
Тема: «Осьминожки»
Техника : рисование ладошками и пальчиками.
Цели:
1. Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции.
2. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
3. Развивать графические навыки, моторику рук.
Предварительная работа: Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений.
Материалы и оборудование: Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков». Музыкальное сопровождение Сен-Санс «Аквариум».
Ход занятия:
-Ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие. А для этого нам надо переодеться в настоящих моряков (одеваю бескозырки, морские воротнички) и скорее занимайте свои места на подводной лодке. Включается проектор со слайдами изображением моря
-Ребята, посмотрите на картинку. Что на них изображено? (море)
- Море какое? (глубокое, сильное, огромное).
А теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.
- Там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов)
Жил осьминог со своей осьминожкой А папа за детишками остался
наблюдать
И было у них осьминожков немножко Их надо было разбудить, одеть,
умыть и накормить
Все они были разного цвета: И вывести гулять.
Первый зеленый, второй фиолетовый Только мама за порог
Третий, как спелая ягода красный Малыши с кроваток скок
Словом, не дети, а тюбики с краской. Поменяли все цвета
Но была у детишек плохая черта, Стали цветом как вода.
Они как хотели, меняли цвета Папа деток своих ищет
Каждый мог сделаться цвета любого, Папа ползает по днищу
От темно красного до голубого. Нет ребят – беда, беда
Вот однажды камбала маму в гости позвала, И кругом одна вода.
Чтобы с ней на глубине поболтать наедине. Бедный папа загрустил
Мама рано поднялась, мама быстро собралась Нет у папы больше сил.
- Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный)
- Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят)
- Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек? (елку). А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Но прежде чем приступить к работе нам надо сделать морскую зарядку.
Физминутка.
В море быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву,
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму
И по морю поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Молодцы присаживайтесь на свои места.
Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз.
Вот такие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.
А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик.
А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке-мизинчек. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.
Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома.
(меняю картинку грустного папы на веселого)
-Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела-все в порядке и улыбнулась (выставляю картинку мамы).
Тише ребята! Мне кажется папа нам что-то говорит (прислушиваемся, ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь.
Ну а теперь нам пора возвращаться на сушу, но для этого нам надо выполнить еще одно морское задание нам надо показать обитателей морского дна
Игра «Море волнуется, раз»
Дети садятся на подводную лодку (на стулья) и появляется картинка суши.
А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок- помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята.
Занятие № 11 (февраль)
Тема: «Жили у бабуси»
Техника : рисование ладошками.
Задачи:
• Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
• Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;
• Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках;
• Формировать навыки здорового образа жизни.
Материал: поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2, ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, костюм бабушки, листы с изображением озера.
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».
Вот, помощники мои
Их как хочешь поверни.
1,2,3,4,5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Наш мизинчик хочет спать,
Безымянный – прыг в кровать,
Средний пальчик прикорнул,
Указательный заснул,
и большой давно уж спит.
Кто у нас еще шумит?
Наш мизинчик хочет спать,
Безымянный лег в кровать,
Средний палец прикорнул,
Безымянный уж заснул.
И большой давно уж спит.
И никто уж не шумит.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Наши пальчики проснутся
За работу вновь возьмутся.
2. Беседа:
-Какие ловкие и веселые у нас пальчики!
-А что они умеют делать еще? Для чего они нужны?
(пальчики могут рисовать, лепить, помогать нам держать ложку, играть на музыкальных инструментах,
Сегодня наши пальчики, а точнее наши ладошки помогут нам рисовать.
3. Загадывание загадки:
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Щиплет, гогочет, ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь,
Кто же это? Это… (гусь).
Правильно, домашние и дикие гуси ходят стайкой к воде, а накупавшись, любят пощипать травку на лужайке. Но попытайтесь подойти к стае гусей – и сразу услышите: «га-га-га, га-га-га».
-Как вы думаете, что они говорят? – Так они защищаются от своих врагов.
4. Прослушивание песни «Два веселых гуся».
Ребята, а вы знаете эту песню? (да,
Правильно, а сколько у бабушки было гусей? (два,
А какого цвета были гуси? (серый и белый,
А давайте сделаем так, чтобы у бабушки была целая стая гусей?
5. Показ картины.
Ребята, вы уже знаете, что гуси очень любят плавать. Посмотрите, у меня на листе нарисовано озеро, где любят плавать гуси. Наши гуси погуляли немного и хотят поплавать в озере. Давайте с вами нарисуем, как гуси плавают. А рисовать нам помогут наши ладошки.
6. Рассказ воспитателя.
Подойдите к столу, посмотрите, у нас есть гуашь – серая и белая, ей мы будем рисовать гусей. Те ребята, у которых шапочка серого гуся будут рисовать серой гуашью, а те, ребята, у которых шапочка белого гуся – белой гуашью.
Сначала мы наносим поролоном гуашь на ладонь, затем отпечатываем ладонь на листе.
7. Выполнение работ детьми.
Молодцы, давайте помоем руки и немножко поиграем.
8. Физминутка.
Гуси – вид домашней птицы
Ходят дружной вереницей. (присев, идут за воспитателем)
Гуси – гуси (Га-га-га)
Хорошо вам? (Да-да-да)
Ну летите веселей,
На лужочек поскорей. (Бегут, размахивая руками).
Гуси важно зашагали,
Травку быстро пощипали, (Ходят по залу.)
Лапочки почистили, (Поднимают колени.)
Перышки стряхнули, (Машут руками.)
Сделали свои дела
И присели до утра. (Приседают).
Гуси-гуси! (Га-га-га)
Хорошо вам? (Да-да-да)
Ну, летите все за мной!
Посмотрите, какие красивые гуси у нас получились, но что-то, мне кажется, у них не хватает. Чего же? (глаза и клюва.)
Чтобы нарисовать глаз, мы возьмем ватную палочку, обмакнем ее в черную гуашь и оставим отпечаток – получился черный глаз.
А чтобы нарисовать клювик, мы возьмем кисточку, обмакнем ее в красную гуашь и тоже промокнём ее один раз к голове гуся вот здесь. Вот какой красивый красный клюв получился.
9. Выполнение работ детьми.
Теперь у нашей бабушки много гусей и ей будет веселей с такой большой стаей. Давайте порадуем бабушку и прочитаем стихотворения про гусей.
Посмотрите, ребята, какие красивые гуси получились у вас! Какого цвета гусей мы нарисовали? (серых, белых).
-А как у нас получились такие замечательные гуси? (дети показывают, объясняют технику исполнения изображения гуся).
-А как мы рисовали клюв и глаз? (ответы детей). Молодцы, ребята, у нас очень красивая стая из белых и серых гусей появилась на нашем озере.
Занятие № 11 (март)
Тема: «Стая птичек»
Техника : рисование ладошками.
Цели: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; развивать восприятие; воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.
Материалы: Лист бумаги большого формата белого цвета, кюветы или пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые.
Предварительная работа: Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (птицы летают, у них есть крылья). Освоение техники «принт»(печать) – получение отпечатков пальчиков, тряпочек, ватных дисков, пробок, печаток.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям игрушечную птичку с раскрытыми крыльями и читает стихотворение А. Барто «Птичка» :
Дети изображают птичек, сидя на корточках
Воспитатель читает стихотворение:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела птичка, ай!
После окончания слов дети –птички улетают, помахивая крылышками – руками.
Воспитатель прячет птичку и обращает внимание детей на лист бумаги, приготовленный для коллективной композиции. Сообщает, что это небо, по которому сейчас полетит птичка. Окунает ладонь в краску и ставит на бумаге сначала один отпечаток бумаги, затем смежно с ним – другой: «Это птичка, вот как крылышками машет, быстро-быстро летит!». Еще раз показывает способ создания изображения с помощью отпечатков ладоней: «Еще одна птичка прилетела. Весело птичкам. Летают, крылышками машут!».
Воспитатель вовлекает детей в экспериментирование с отпечатками ладошек. Поочередно помогают детям окунуть одну или обе ладошки в краску и поставить отпечатки так, чтобы они соприкасались (крылышки птички).
В конце занятия воспитатель читает детям стихотворение А. Толстого «Птичка» :
Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет.
Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет.
Где же ты птичка? Где ты певичка? В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты, Там и поешь ты песню свою!
По окончании работы воспитатель хвалит всех детей, уточняет какого цвета краску они использовали. Воспитатель предлагает им рассмотреть их композицию.
Занятие № 12 (апрель)
Тема: «Поделись улыбкой своей».
Техника : рисование ладошками и пальчиками.
Цели:
Образовательные: продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами, закреплять понятие отпечаток.
Развивающие: развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим.
Раздаточный материал: Краски (гуашь, кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришла Королева Красок. Только вот совсем не веселая она. Что случилось?
Королева. Да просто настроения нет, как не пытаюсь развеселить себя, ничего не выходит. А у вас такое бывает? (да)
Педагог. Ох, не нравится мне все это, нельзя так. Ты нам веселой нравишься. Ребята, может, мы постараемся развеселить Королеву, вдруг у нас получится?
Давайте с вами вспомним веселые дразнилки, может они развеселят нашу королеву.
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
Чокли-мокли,
Чокли-мокли,
У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать,
Ты лягушкой будешь квакать.
Ябеда-корябеда,
Зеленый огурец:
Никто с ним не играет,
Никто его не ест.
Жадина, говядина,
Пустая шоколадина,
Жадина, говядина,
Соленый огурец
На полу валяется,
Никто его не ест!
Королева плачет.
Педагог. Как же нам королеву развеселить? А придумала! Веселит людей улыбка, что может быть приятнее нее. Когда кто-то улыбается и смеется и самому становится весело. Давайте будем сильно, сильно улыбаться Королеве. Покажите, как вы это умеете. (Дети улыбаются, но Королева все равно грустная).
- Не получается! Наверное, мало наших улыбок, а давайте нарисуем много, много улыбок, тогда уж точно она не устоит перед нашими чарами.
2. Выполнение работы
Звучит песня «Улыбка»
Улыбки мы будем рисовать необычные, симпатичные. Для этого нам понадобятся наши красивые ладошки. Возьмем в руки кисточку. Наша кисточка любит «купаться».
Педагог «купает» кисточку в банке, сопровождает свои действия словами: «Буль, Буль, Буль» (дети повторяют действия воспитателя). Теперь причешем нашу кисточку, сделаем ей прическу (протираем о краешек стакана).
Наша кисточка – озорница. Она очень любит танцевать. Педагог показывает в воздухе, как кисточка может идти прямо, слева направо; может кружиться – изображение круга, овала и т. д.
Наша кисточка может оставлять за собой красивые разноцветные следы – красные, синие, зеленые. Давайте, вместе с вами накормим кисточку желтой краской и отпустим побегать по нашим ладошкам сверху – вниз, на каждый пальчик, не оставляем не закрашенных мест.
Отложили кисточки и теперь аккуратно прикладываем ладошку к листу бумаги, прижимаем хорошенько, не двигаем ей, убираем и прикладываем еще в другом месте.
Затем вытираем ладошку влажной салфеткой и снова берем кисточку, наносим зеленый цвет на ладошку, прислоняем в разных местах листа бумаги. Так разными цветами, пока лист не будет полностью закрашен разноцветными ладошками.
Можно ладошки не вытирать после каждого цвета, а прямо так наносить другую краску, получатся смешанные цвета.
- Теперь хорошенько вытираем ладошки и приступаем к рисованию необычных смешных рожиц. Глаза и нос рисуем пальчиками. Окунаем подушечку пальца в краску и ставим на каждой ладошке глаза и нос. После этого кистью рисуем улыбки, губы.
3. Физкультминутка
Продолжается урок,
Пальцы прячутся в замок.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с пальцами покружимся,
Мы с пальцами подружимся.
(ритмичное качание мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем весело считать.
(поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришло время отдыхать.
(Руки вниз, встряхнуть кистями.)
4. Итог занятия
- Ребята, посмотрите, улыбается наша Королева, смеется. Удалось нам поднять ей настроение? Как у нас это получилось? Чем мы сегодня рисовали? А давайте поднимем настроение нашим мамам и папам, показав эти замечательные улыбки. Похлопаем друг другу. Молодцы!