Ирина Градова
Цикл занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей младшего дошкольного возраста
Цикл занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник
(для детей младшего дошкольного возраста)
Занятие № 1 (сентябрь)
Тема: «Мухомор — лекарство для животных».
Техника : рисование пальчиками.
Публикация «Цикл занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цели занятия :
1. Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
2. обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;
3. отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Материалы для занятия : Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора, без белых пятнышек; пальчиковые краски белого цвета; салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций грибов, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Этот гриб в лесу растет,
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий,
Крапинки на шляпке,
Красный, словно помидор,
Несъедобный (Мухомор)
Воспитатель показывает иллюстрации мухомора: «А вы знаете, что это за гриб? Как он называется?»
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Правильно! Это мухомор. Он такой красивый, но его трогать нельзя, потому что он ядовитый, им можно отравиться! Но зато он полезен для животных. Поэтому, когда вы в лесу встретите мухомор, не трогайте его!
Физкультминутка:
Гриша шел-шел –шел, белый гриб нашел.
Раз – грибок, два –грибок,
Три – грибок, положил их в кузовок.
( Дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята! К нам в гости в детский сад прискакал заяц.
Заяц: Беда! Беда! Ребята, помогите, Лось заболел, а в лесу ни одного мухомора не осталось.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем мухомор, поможем животным.
Воспитатель раздает заранее нарисованные грибы, без белых пятнышек, краску и салфетки.
Воспитатель: Ребята! Чего не хватает на этих мухоморах?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, не хватает белых пятнышек, давайте мы их нарисуем! Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора, не забудьте вытереть пальчики салфеткой!
Заяц: ребята! Какие вы молодцы, какие красивые получились мухоморы, теперь мы вылечим Лося!
Дети дарят свои рисунки Зайцу.
Занятие № 2 (сентябрь).
Тема: «Падают, падают листья…»
Техника : рисование пальчиками.
Цели занятия : учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев и листьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картин, а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.
Материалы и оборудование: листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости для краски; клеенка для стола; емкость с водой для ополаскивания рук; бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, когда сегодня я пришла, то корзиночку нашла. А в корзинке мишка спит. (Дети присели. Предлагаю посмотреть, что за корзинка стоит, подношу к ним.) Давайте попробуем его разбудить:
Мишка, Мишка, просыпайся,
Косолапый, поднимайся.
Что принес ты нам в корзинке
Расскажи нам поскорей,
Любопытные ребятки
Знать хотят, что в ней.
Мишка просыпается, дети здороваются с ним, гладят его.
В. : Мишка, что за корзинку ты нам принес, что в ней такое?
(Подношу мишку к своему уху.) Ребята, Мишка говорит, что он подарок принес от своих друзей из осеннего леса: желтые и красные листочки, и хотел, чтобы вы с ними поиграли, полюбовались.
Дети рассматривают листочки.
В. : Ребята, какого цвета листики?
Д. : Желтого, красного.
Физкультминутка (каждому ребенку раздаю по два листочка) :
Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками)
Покружились и уселись все на землю. (Дети приседают)
Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся)
Прилетел легкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.
В. : Молодцы, ребята. Мишке очень понравилось, как вы танцевали с листьями. Ребята, вам понравился подарок от Мишки?
Ответы детей.
В. : Мы с вами Мишке тоже сделаем подарок. Нарисуем листочки.
Ребята посмотрите, что стоит на столе.
Д. : Краска для рисования.
Воспитатель показывает листочки, вырезанные из цветной бумаги.
В. : Дети посмотрите на листики и найдите такой же цвет краски.
Дети сравнивают цвет листиков с цветом краски.
В. : Мы сейчас попробуем нарисовать листочки. Окунаем кончики пальцев в краску желтого цвета, и ставим отпечатки на листе бумаги. Это листочки – полетели, полетели!
Дети окунают пальчики в краску и ставят отпечатки, воспитатель контролирует и помогает совместными действиями. Затем повторяют с красной краской.
В. : А теперь возьму салфетку
Этот пальчик я протру.
Дети вытирают пальчики влажными салфетками. Беру Мишку в руки, говорю от имени Мишки.
В. : Послушайте, что говорит Мишка.
«Ребята, мне очень понравились ваши листочки, спасибо».
В. : Дети, давайте подарим наши рисунки мишке, и отнесет он наш подарок в лес своим друзьям, они будут очень рады.
Прощаемся с мишкой.
В. : До свидания, мишка!
Занятие № 3 (октябрь)
Тема: «Горошинки на зонтике»
Техника : рисование пальчиками.
Цели: формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
У детей : альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.
У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов (детские и взрослые); чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.
Ход занятия
Педагог входит в группу с зонтиком в одной руке и тучей с каплями – в другой руке, и читает стихотворение:
- Посмотрите-ка, ребята,
Что это за штучка?
Это в небе голубом
Появилась тучка.
Тучка плачет,
Дождик скачет –
Тоненькие ножки.
Оставляет за собой
Мокрые дорожки.
- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?
Дети: О дождике.
- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?
Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.
- Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?
Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик.
- Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? Правильно зонтик!
Рассматриваем с детьми разные зонтики - взрослые, детские. Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.
-Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».
Проводится игра. Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)
- Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают.
- Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок – это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами.
Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования :
- Украшать зонтик мы будем маленькими горошинками указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец.
Дети показывают указательный палец.
Показываю, как украсить горошинками зонтик пальчиком.
- Лист бумаги придерживаем рукой-помощницей. Аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так у меня получилась одна горошинка, и еще одна, и еще одна. Что я сделала, Саша? (Ответ ребенка) .
Опрашиваю каждого ребенка.
-А теперь и вы также сделайте.
Дети выполняют задание.
В процессе работы напоминаю, что краску наносить пальчиком нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее.
Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Л. Брайловского «Зонтик» :
В небе тучка ой-ой-ой!
Все бегут, спешат домой.
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь.
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом!
Занятие № 4 (октябрь)
Тема: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДОЖДИК»
Техника : рисование пальчиками
Цели:
1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.
2. Показать приемы получения точек.
3. Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности.
4. Воспитывать аккуратность.
Материал:
Лист бумаги с элементами аппликации (приклеенные тучки из цветной бумаги) разной величины гуашь голубого цвета в плоских мисочках, теплая вода, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.
Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
«Дождик!» - дети бегут и прячутся под зонтик.
«Солнце!» зонт закрывается - дети «гуляют».
По команде: «Дождь!» ребята снова бегут под зонт.
Чтение потешек:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Лучше капай на грибы,
Чтобы выросли они!
Воспитатель:
Предлагаю детям нарисовать дождик пальчиками.
Показываю, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь.
Слежу за тем, чтобы дети не глубоко опускали пальчики в краску.
В случае необходимости, беру руку ребенка в свою. И рисую вместе, несколько точек.
Показываю детям, как снова набрать краску.
Воспитатель:
Ребята, под дождем наш грибок рос-рос, рос-рос и вырос!
Такой большой стал — всем места хватило: и Муравью, и Бабочке, и Мышке, и Воробью, и Зайцу!»
Беру большой гриб, вырезанный из цветной бумаги, и приклеиваю его на маленький грибочек.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Занятие № 5 (ноябрь)
Тема: «Разноцветные мячи»
Техника : рисование пальчиками.
Цель: Формировать умение рисовать пальцем круглую форму.
Задачи:
1. Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;
2. Формировать представление о геометрической фигуре-круг;
3. Упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам;
4. Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;
5. Развивать мелкую моторику, речь у детей;
6. Воспитывать желание помочь взрослым, заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.
Оборудование: игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёнки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской.
Ход занятия
(стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, кто-то стучится в дверь.
Входит бабушка.
Воспитатель: Ой, да это бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, меня зовут Лукерья, у меня случилась беда, мой котёнок Мурзик разбросал и размотал все мои клубочки для вязания и куда-то убежал, вы его не видели?
Дети: Нет, не видели.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем котёнка, может быть он у нас в группе. Позовите котё нка: Мяу-Мяу – Кис- Кис-Кис; Мяу –Мяу, где ты котик, Мяу – Мяу, покажись? (дети ищут котёнка по группе).
Воспитатель: Вот он, ребята, я его нашла. Да это же наш знакомый котёнок. Он уже приходил к нам в гости (обследование котёнка-какие ушки, глазки)
Бабушка в это время разбрасывает клубочки по группе.
Воспитатель: Ребята, а вы дома помогаете своим бабушкам? (Ответы детей). Давайте и нашей бабушке поможем собрать клубочки в корзину. Мальчики будут держать тяжёлую корзину, они ведь у нас сильные - будущие мужчины, а девочки - хозяюшки, помощницы будут собирать клубочки в корзину. Молодцы ребята, помогли бабушке. Спасибо. Ребята, а ниточки от клубочков Мурзик оторвал, давайте к каждому клубочку привяжем ниточку такого же цвета. Молодец, Настя, к жёлтому клубочку привязала жёлтую нитку. Молодцы, ребята, спасибо.
Бабушка уходит.
Воспитатель: Ребята, а чем же котёнок будет играть, если нельзя играть клубочками? Что похоже на клубочки? Правильно, мячики. Вот такие мячики. Посмотрите, какого цвета мячик, а этот? А какую форму имеет мяч? Мяч имеет круглую форму, он катится. Хотите подарить нашему котёнку много разноцветных мячиков? Чтобы он не брал у бабушки клубочки. Мы мячик, нарисуем пальчиками. Где наши помощники?
Физминутка: Вот помощники мои, их сожми и разожми,
Поверни их эдак, так, помаши слегка вот так
За работу принимайся, ничего не опасайся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я окунаю палец в краску жёлтого цвета и делаю отпечаток на бумаге в верхней части листа. Вот такой получился мячик жёлтого цвета. Чтобы нарисовать мячик другого цвета, нужно помыть палец в баночке с водой и вытереть салфеткой, чтобы не смешать краски, вот получились мячики красного цвета. Садитесь за стол. Выбирайте, каким цветом будете рисовать мячики.
Какие разноцветные мячики теперь будут у Мурзика. Все мячи у нас просто замечательные. Витя, подари мячи Мурзику, а то он уже загрустил, хочет играть. На, играй! Молодцы, ребята!
Занятие № 6 (ноябрь)
Тема: «Бусы для куклы».
Техника : рисование пальчиками.
Цели:
1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.
2. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке.
3. Создать радостное настроение – «подарить куколке бусы».
Материалы: кукла, коробка с бусами, краски, листы бумаги, мисочки, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
1. Дети сидят на стульчиках. В дверь кто-то стучится: входит кукла Танюшка. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что куколка почему-то грустная; спрашивает об этом Танюшку. Кукла поясняет, что ее пригласили на праздник, и она хочет пойти. Платье у нее нарядное, красивое; Танюшка хочет бусы. А где ей взять бусы? (ответы детей).
2. - Давайте нарисуем для Танюшки бусы! Посмотрите, как будем рисовать. Показ рисования с объяснением. Затем дети садятся за столы и рисуют на своих листочках.
3. - Ребятки, давайте все ваши бусы покажем Танюшке. Посмотрите на куколку, как она радуется, ей все бусы понравились, даже не знает, какие выбрать! Посмотрите, ребятки, у меня есть волшебная палочка, я сейчас уберу в коробочку нарисованные бусы, накрою коробочку салфеткой и скажу волшебные слова. Что из этого получится, мы сейчас увидим.
4. Открываем коробочку, а в ней настоящие бусы для нашей Танюшки! Похлопайте в ладоши, порадуйтесь вместе с куколкой!