Анна Петрушина
Цикл занятий по формированию познавательной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной сферы дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие познавательной сферы имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новой информации, умеет ли рассуждать и выражать свои мысли, насколько сформирован навык произвольного поведения, умение образно и логически мыслить. Исходя из этого, формируется цель данного цикла занятий.
Публикация «Цикл занятий по формированию познавательной сферы дошкольника» размещена в разделах
Цель: формирование познавательной сферы старших дошкольников
Задачи:
• формирование навыков произвольного поведения;
• обучение детей умению выражать свои мысли;
• развитие восприятия, наблюдательности;
• развитие внимания и памяти;
• развитие образного и логического мышления;
• развитие крупной и мелкой моторики.
В начале учебного года в подготовительной к школе группе проводится диагностика, детям, чьи показатели ниже среднего уровня, по трем и более параметрам, рекомендуется пройти курс занятий, направленный на развитие познавательной сферы.
Исследуемые характеристики.
1. Познавательная сфера :
- уровень развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего,
низкий);
- соответствие психологического развития физиологическому возрасту
(соответствует, не соответствует);
- воображение (высокий, средний, низкий);
- логическое мышление (высокий, средний, низкий);
- память;
2. Эмоционально – волевая сфера :
- изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и
идеального Я (завышенная, адекватная, заниженная самооценка);
- волевые привычки (культурно – гигиенические, регулярный труд,
напряжённая деятельность);
- волевые качества (дисциплинированность, самостоятельность,
настойчивость, организованность, инициативность);
- общий эмоциональный фон (положительный, нарушения);
- уровень тревожности (высокий, низкий).
3. Деятельностная сфера :
- игра (основное содержание игры, характер игровой роли,
характер игровых действий, отношение к правилам – 1, 2, 3, 4 уровень);
- сенсомоторное – развитие детей (равновесие, координация, тонкая
моторика, моторика пальцев, автоматизм движений – высокий, средний,
низкий уровень);
- коммуникативные навыки в общении со взрослыми (интерес к миру
взрослых, желание самому быть взрослым, получить одобрение (оценку)
взрослых, получить поддержку и сочувствие).
Инструментарий:
- диагностика психологического развития детей (от 3 до 7 лет,
модификация рисуночного теста Гудинаф – Харриса (обработка
результатов осуществляется по возрастным таблицам для мальчиков и
девочек);
- дорисовывание фигур, модификация методики Е. П. Торенс;
- «Лесенка» Н. В. Нижегородцева;
- рисуночный тест «Несуществующее животное»;
- включённое наблюдение;
- уровень развития сюжетно – ролевой игры по Д. Б. Эльконину;
- исследование сенсомоторного развития детей базируется на
диагностической методике оценки психомоторного развития
дошкольников Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича.
- «Последовательность событий» А. М. Бернштейн;
- «10 слов» З. М. Истомина.
Формы предъявления результатов:
- таблица оценки результатов исследования;
- анализ включённого наблюдения (протокол);
- карта сенсомоторного развития для детей 5-6 лет;
- таблица уровней развития сюжетно – ролевой игры.
- графический анализ данных, списки детей, нуждающихся в
дополнительной помощи психолога
- консультирование педагогов по результатам диагностики;
- работа с диагностическими картами.
Этапы:
1. Развитие восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики.
2. Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания.
На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения, и формирование умения выражать свои мысли. Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня).
Организация занятий :
Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 4—6 детей.
Продолжительность 25—30 минут.
Количество занятий : 20 (8 для первого этапа, 12 для второго этапа)
Критерии эффективности:
Способность детей к обучению в школе.
Занятие 1
Цель: подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.
Приветствие:
Игра: «Комплименты».
Детям, стоя в кругу, здороваются друг с другом, и говорят комплименты. (Форма проведения - обсуждение по кругу).
Основная часть:
1. Игра «Внимание, флажок».
Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: красный — нужно подпрыгнуть, зеленый — хлопнуть в ладоши, синий — шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие.
2. Игра «Что перепутал художник».
Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях.
3. Игра «Сложи картинку».
Детям раздают предметные картинки, разрезанные на 6 частей. Нужно сложить их без образца и составить небольшой описательный рассказ.
4. Игра «Лабиринт».
Дети заблудились в лесу. Им нужно найти домик и не встретиться с волком. Сначала ребенок ведет по лабиринту пальцем, а затем карандашом.
5. Игра «Обведи и раскрась».
Детям раздают трафареты животных. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и раскрасить.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание:
Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и пожелание.
Игра «Улыбнись другу».
Занятие 2
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие:. Игра «Поздоровайся радостно».
Дети, стоя в кругу, здороваются друг с другом, и делятся радостной новостью.
Основная часть:
1. Игра «Назови как можно больше…».
Детям предлагают назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении.
2. Игра «Угадай на ощупь».
Детям раздают мешочки с макаронными изделиями, крупой, горохом, фасолью, пуговицами, мелкими предметами и т. д. Нужно определить, что находится в мешочке. Дети могут советоваться друг с другом.
3. Игра «Найди такой же».
Дети рассматривают рисунок. Среди четырех предметов в верхнем ряду необходимо найти такой же, как изображенный внизу, и объяснить, почему именно этот.
4. Игра «Дорисуй картинку».
На листе бумаги изображены схематические рисунки и линии. Нужно дорисовать их, чтобы получилась сюжетная картинка. Можно предложить детям составить небольшой рассказ.
5. Коллективное составление сюжетной картинки из кубиков.
Детям предлагают рассмотреть кубики и сложить из них сюжетную картинку.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: игра «Улыбнись другу».
Занятие 3
Цель: развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
Приветствие: Игра «Пожелания».
Основная часть:
1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика).
Гномик по лесу гулял, (указательный и средний пальцы «идут» по столу)
Колпачок свой потерял, (встряхнуть кистями рук)
Колпачок был непростым, (ритмичные удары пальцев рук друг о друга)
Со звоночком золотым!
Гному кто точней подскажет, (сжимание и разжимание кистей рук)
Где искать ему пропажу? (все повторить 2—3 раза)
2. «Соедини точки»
Дети рассматривают рисунок, стараясь разгадать, кто в нем спрятался. Посоветовавшись, они делают предположение, что нужно соединить их по порядку, ориентируясь на цифры от 1 до 10. Дети соединяют точки и разукрашивают рисунок, дорисовывают его, чтобы получилась сюжетная картина «В лесу». После выполнения рисунка, детям предлагается составить рассказ.
3. Игра «Танграм».
В продолжение темы детям предлагают составить зайчика из геометрических фигур. Образцом является его силуэтное изображение. Если у ребят возникают трудности в выполнении задания, можно дать им контурное изображение предмета.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: игра «Доброе утро».
Занятие 4
Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
Приветствие: Игра «Пожелания»
Основная часть:
1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика)
2. «Разгладим платочки»
Каждый ребенок должен в 3—4 приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги — «разгладим платочки для лесных жителей».
3. Игра «Назови как можно больше…»
Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного размера и формы за окном.
4. Игра «Волшебный мешочек».
Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.
5. Игра «Найди отличия».
Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий.
Релаксация: «Солнечный зайчик».
Прощание: Игра «Улыбнись другу».
Занятие 5
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
Приветствие: Игра «Конплименты».
Основная часть:
1. Игра «Кто больше завяжет узелков?»
На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.
2. Игра «Выложи фигуру».
Психолог предлагает детям рассмотреть образец, выделить в нем составные части, сложить из палочек, а затем зарисовать и раскрасить.
3. Игра «Найди такое же колечко».
Каждому ребенку дают пирамидку. Сначала они на скорость разбирают и складывают ее. Затем психолог показывает одно из колечек и просит детей найти такое же. Упражнение повторяется 2—3 раза.
4. Игра «Танграм».
Психолог предлагает детям рассмотреть контурное изображение «Парусника» и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуру, следует предложить детям помочь друг другу.
5. Игра «Составим все вместе».
Дети коллективно складывают сюжетную картинку из кубиков, далее сочиняют по ней сказку или интересную историю.
Релаксация: «Солнечный зайчик».
Прощание: Игра «Добрые пожелания».
Занятие 6
Цель: развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности; создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.
Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу».
Основная часть занятия :
1. Игра «Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика).
Психолог говорит: «Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Дала им по одной гусенице (большие пальцы обеих рук поочередно прижать к остальным, по две букашки (одновременно два раза прижать большой палец к остальным) и по три мошки (три раза прижать большой палец к остальным). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (поочередно большим пальцем с силой почистить11 боковые края остальных пальцев)».
2. Игра «Нарядные бусы».
Детям предлагают нанизать бусы на мягкую проволоку. Дети по сигналу психолога начинают и заканчивают нанизывать бусы. Обменявшись «бусами», считают, кто больше нанизал бусинок — тот и победитель.
3. Игра «Назови & как можно больше…»
Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. Ориентироваться нужно на их количество и величину.
4. Игра «Сравни картинки».
Необходимо найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За найденное отличие психолог дает фишку. По окончании игры дети подсчитывают фишки, у кого больше — тот и победитель.
5. Игра-шутка «Воробышки».
Детям предлагают превратиться в прыгающих воробышков. Они встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза, помолчав 3—5 секунд, открывают глаза, улыбаются и говорят друг другу спасибо.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Добрые пожелания».
Занятие 7
Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. Игра «Соедини точки и раскрась».
Дети с помощью карандаша соединяют точки, ориентируясь на их чередование. Они раскрывают секрет картинки (елочка, автомобиль, зайчик, дорисовывают и закрашивают их, объединяя в общий сюжет. Затем каждый ребенок придумывает интересную историю, которая произошла с его героями. Дети выбирают понравившуюся историю.
2. Игра «Ловкие руки».
Каждому ребенку дают по коробочке, в которой находится катушка свитками и карандаш. По сигналу психолога дети наматывают нить на карандаш и по сигналу останавливаются. Затем, согласовав свои действия со сверстником, делают следующее: один ребенок держит карандаш, а другой наматывает нить на катушку, затем меняются. Потом определяют, какая пара справилась быстрее.
3. Игра «Что перепутал художник».
Детям предлагается рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За правильное выполнение правила и отличие ребенок получает фишку. По окончании игры определяется победитель.
4. Игра «Разрезные картинки».
Детей разбивают на 2—3 подгруппы, каждой из которых дают конверт с частями разрезной картинки и задание быстро сложить картинку. Какая группа справится с этим лучше? Начинают работать по сигналу психолога. При составлении картинки есть определенные трудности. Психолог умышленно меняет части картинок в конвертах. Например, у одной группы не хватает одной части, а в другой дети обнаруживают лишнюю.
Выполнив задание, каждая подгруппа должна составить по своей картинке рассказ или сочинить сказку. Определяется лучший рассказ или сказка.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу»
Занятие 8
Цель: развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу» Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. Игра «Раскрась рисунок».
Дети рассматривают рисунок, а затем раскрашивают его цветными карандашами, стараясь не выходить за контуры.
2. Игра «Попрыгунчики».
Детям раздают по две большие пуговицы и предлагают одной пуговицей надавить на краешек другой так, чтобы та подпрыгнула.
3. Игра «Рисование по клеточкам».
Дети рассматривают рисунки, психолог говорит, что животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.
4. Игра «Составим все вместе».
Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков, составляют интересную историю или сказку по ней.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу».
Занятие 9
Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.
Приветствие: Игра «Имя и цветок».
Основная часть:
1. Игра «Будь внимательным».
Детям предлагается небольшой текст из книги, в котором нужно зачеркнуть букву 0.
2. Игра «Не ошибись!»
Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то из детей мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово — «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово.
3. Игра «Группировка».
Перед детьми в случайном порядке разложены картинки, на которых изображены различные виды транспорта в соответствии со способами передвижения: наземный, водный, воздушный (по картинки на каждый вид). Детям необходимо разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом. Проводятся игровые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось в ряду?». Затем картинки переворачиваются изображением вниз. Психолог показывает на одну из них. Дети должны назвать рисунок. Психолог проверяет правильность ответа. Таким образом, дети вместе с психологом могут воспроизвести все картинки.
4. Игра «Четвертый лишний».
Из четырех предметов нужно исключить лишний и объяснить, почему: стол, стул, кровать, кукла, кот, собака, корова, теленок автобус, грузовик, трактор, самолет, клубника, черника, клюква, вишня морковь, помидор, редис, свекла, береза, липа, сосна, дуб.
5. Игра «На что это похоже?»
Психолог показывает детям карточки с рисунками ( например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинок он поворачивает в разных направлениях.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Придумай подарок».
Занятие 10
Цель: развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация, аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.
Приветствие: Игра «Имя и цветок».
Основная часть:
1. Игра «Найди двух братцев» .
Детям предлагают рассмотреть рисунки, подсчитать слоников, среди них найти двух совершенно одинаковых и двух чем-то похожих. Ребенок, первым выполнивший задание, объясняет своим сверстникам, чем похожи два братца. Затем психолог предлагает детям найти схожие признаки друг у друга (цвет глаз, волос, одежда, имена и т. д.).
2. Игра «Конкретизация понятий».
Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор, котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки положены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом «посуда».
Затем следует назвать каждую группу предметов (чайная, столовая, картофельная, походная посуда) и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу: фарфоровая, керамическая, металлическая)
3. Игра «Почемучки».
Психолог предлагает детям поиграть в игру «Почемучки» : задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, психолог демонстрирует несколько вариантов, например: «Для чего дети ходят в школу? д/с?», «Почему взрослые работают?», «Для чего нужен детям, взрослым велосипед?» и т. д.
Психолог учит детей задавать простые и сложные вопросы, затем предлагает игру «Незаконченное предложение». Он проговаривает начало предложения, а дети завершают.
Если человек добрый, то он…
Если человек злой, то он…
Люди строят дома, чтобы…
Дети ходят в д/с, чтобы…
Милиционер остановил машину, чтобы…
Мальчик смеется, потому что…
Если помогать маме и папе, то…
В дом пришли гости, друзья, потому что…
Дети могут ссориться, потому что…
Если долго смотреть телевизор, то…
4. Игра «Группировка».
Картинки: цветы — луговые, полевые, садовые (по 1 каждого вида). Дети раскладывают их по группам и называют обобщающим словом. Далее проводятся игровые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось в ряду?».
5. Игра-шутка.
Психолог вызывает к себе 3—4 детей и предлагает ребятам запомнить, где кто стоит и во что одет, затем просит всех закрыть глаза и ставит ребят в другом порядке, изменив что-то в их одежде. Дети должны определить, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Комплименты».
Занятие 11
Цель: развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, перцептивных действий обнаружения, различения, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация, внимания, памяти, речи.
Приветствие: «Улыбнитесь друг другу» Игра «Имя и цветок».
Основная часть:
1. Игра «Кто где спрятался».
Психолог вместе с детьми обсуждают погоду за окном и выделяют ее основные признаки (теплая, солнечная, холодная, ветреная, идет дождь, дует сильный ветер и т. д.). Затем он предлагает рассмотреть рисунок, найти признаки плохой погоды, создает игровой сюжет: «Начался сильный дождь, тучи заволокли небо, дует ветер. Все животные спрятались кто куда. Найдите их». В сочетании линий дети должны найти белочек, божью коровку, ежа, птичек, кошку, кузнечика. Психолог поощряет стремление детей помочь своим сверстникам.
2. Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается рассмотреть картинки. Необходимо определить общий признак и назвать всю группу обобщающим словом, найти отличительный признак и исключить одну картинку, объяснить, почему:
помидор, огурец, кабачок, лук - яблоко, груша, апельсин, вишня корова, лошадь, волк, собака - воробей, синица, аист, курица белка, заяц, слон, медведь - лук, редиска, свекла, капуста.
3. Игра «Загадки-отгадки»
Психолог читает загадки, обращая внимание детей на картинки-подсказки. Дети отгадывают загадки в парах (советуются, обсуждают, договариваются о том, кто назовет отгадку).
Зеленый, полосатенький, А в середине красненький. (Арбуз)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
У нашей Анютки зверь в отличной шубке. Возле печи греется, без водички моется. (Кошка)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
Не мышь, не птица в лесу резвится, На дереве живет и орешки грызет. (Белка)
Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
4. Игра «Телеграмма».
Психолог напоминает дошкольникам о том, что для того, чтобы цветы хорошо росли, необходимо за ними ухаживать. Это делает садовник, который знает, что нужно каждому цветку. Психолог предлагает отправить ему телеграмму: «Солнце согрело землю. В саду надо посадить яркие цветы и ухаживать за ними». Для этого нужно «зашифровать» слова, обозначив их рисунком (можно нарисовать солнце, землю, сад, цветы, лейку и т. д.). Затем психолог еще раз медленно повторяет текст телеграммы, чтобы дети «зашифровали» его. Далее дети повторяют текст, опираясь на графические схемы.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: Игра «Цветок настроения».
Занятие 12
Цель: развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи.
Приветствие: Игра «Улыбнись другу». Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. Игра «Четыре стихии».
Дети свободно перемещаются по комнате, по сигналу психолога:
«Земля» — опустить руки вниз
«Вода» — вытянуть руки вперед
«Воздух» — поднять руки вверх
«Огонь» — вращение кистей рук перед грудью.
2. Игра «Что лишнее и почему?»
лыжи, мяч, санки, коньки - мальчик, девочка, ребенок, бабушка
волк, собака, лиса, медведь - самолет, поезд, автобус, грузовик
пальто, шуба, куртка, шапка - продавец, повар, врач, ребенок
3. Игра «На что это похоже?»
Детям показывают ряд графических изображений (бабочка, круг, гантели, буква П, веревка и т. п.) и предлагают назвать множество предметов, животных, которые могли бы получиться, если дорисовать эти предметы, фигуры.
4. Игра «Запомни картинки».
Психолог предлагает поиграть в «запоминалки». Нужно запомнить все картинки. Как лучше это сделать? Дети с помощью психолога осваивают алгоритм запоминания:
а) запомнить группы картинок: «одежда- транспорт»;
б) запомнить по подгруппам: зимняя-летняя одежда, пассажирский-грузовой транспорт ( проводятся игры: «Что изменилось?», «Какой группы картинок не стало?», «Какой картинки на данную тему не стало?»;
в) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все группы и подгруппы, другому — картинки на тему «Одежда», третьему — «Транспорт», затем просит назвать картинки в случайном порядке.
В заключение дети должны назвать все картинки. Победителя награждают медалью «Самый лучший запоминальщик».
Релаксация: «Бабочка».
Прощание: Игра «Пожелания».