Папки-передвижки

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6–7 лет по подготовке их к школе с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ

Бессарабова Татьяна Васильевна
Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6–7 лет по подготовке их к школе с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

Формирование учебных мотивов;

Развитие зрительного анализа;

Формирование предпосылок логического мышления;

Развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;

Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;

Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;

Публикация «Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6–7 лет по подготовке их к школе с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ» размещена в разделах

Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.

Развивать познавательный интерес к школе, учебную мотивацию;

Формировать универсальные учебные навыки (контроль, самоконтроль, работа в парах, подготовка своего рабочего места);

Развитие способности осознавать, понимать и выражать эмоции вербально и невербально.

Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения.

Занятие 1

Пароль игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Педагог называет обобщающее слово, а дети слова относящиеся к данному значению.

Например: насекомые это… (муха, жук и т. д)

Рыбы это…

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке»

Цель: развивать чувство группового единства, настрой на предстоящую работу.

Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).

Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Включается музыкальное сопровождение. Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как вы хорошо расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается (дети накрываются покрывалом). Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное… (30 секунд). На счет «три» открываем глаза.

Игра «Представление»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

Ход игры: Игра проводится с мягким мячиком. Ведущий приветствует детей собравшихся на занятие и предлагает всем представиться. Один ребенок называет свое имя, а все остальные придумывают как можно ласково назвать. Например: «Меня зовут Юля». Дети хором – Юленька.

Игра «Что я люблю»

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мягким мячиком. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Затем – любимая игрушка, любимое лакомство.

Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели.

Травушку покушали

Тишину послушали.

Приседание.

Выше. Выше. Высоко.

Прыгай на носках легко!

Работа за столами. Задания на листочках см. приложение 1.

Цель: развитие логического мышления

«Рисование бус»

Цель: выявить объем условий, который ребенок может удерживать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Инструкция: «Нарисуй 5 кругов первый и четвертый раскрась в зеленый, а остальные круги в любой другой цвет».

Работа в парах. А сейчас соседи обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения.

Игра «Изобрази явление» (1 часть)

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Педагог вместе с детьми перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, идет дождь, появляются лужи.

Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра «Изобрази явление» (2 часть)

Цель: стимуляция внимания, развития умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

Звучит спокойная музыка, дети движутся по кругу или танцуют хаотично по комнате. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление назовет педагог, и выполняют соответствующее движение.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»

Цель: развивать чувство группового единства, релаксация.

Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, но а сейчас нам предстоит дорога обратно. Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас в обратный путь на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад. Ваше облако медленно поднимается в синее небо, снова ветер овевает лицо. Здесь высоко в небе все спокойно и тихо (1 секунд) облако опускается медленно и тает в воздухе. На счет три откройте глаза. Встаем, потянитесь, выпрямитесь.

Рефлексия.

Занятие 2

Пароль «Назови признак объекта»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».

Сегодня пароль на наше занятие игра «Назови признак объекта». Я показываю вам объект и карточку со значком признака, вы отвечаете полным ответом. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Добрые волшебники».

Цель: настроить детей на работу, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает непопулярных детей, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Игра «Магазин» с блоками Дьенеша.

Цель: Учить детей находить объект по описанию, используя модель «Объект – имя признака - значение имени признака».

Педагог описывает один из блоков по свойствам, а ребенок по описанию должен найти этот блок. Например: «Найди, пожалуйста, красный, толстый, прямоугольный, маленький блок». Дети по очереди отыскивают блоки по описанию, и в конце игры подсчитывается количество блоков у каждого, победил тот, у кого блоков больше. Если ребенок не справляется с поставленной задачей, то ход переходит соседу справа и т. д., пока задание не будет выполнено.

Физкультминутка (см. Занятие №1)

Работа за столами

Игра «4 лишний»

Цель: формировать умственные действия классификации и обобщения на слух.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

Храбрый, злой, смелый, отважный

Час, минута, лето, секунда

Книга, телевизор, радио, магнитофон

Автобус, дом, самолет, корабль

Картошка, капуста, кастрюля, яблоко

Мальчик, девочка, мама, бабушка

Нога, ботинки, валенки, тапочки

Упражнение «Продолжи ряд» (см. Приложение 4)

Цель: Развивать логическое мышление (систематизация)

Игра «Стоп, один! Стоп, два!»

Цель: развиваем внимание

Вы можете бегать по комнате до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» и не назову какое-нибудь число, например, «один». Тогда вы должны стать так, чтобы касаться пола только одной частью тела. Как вы это сделали? Может ли кто-нибудь показать мне, как бы он стоял?.

Если я крикну «Стоп, два!», вы должны коснуться пола двумя частями тела. Может мне кто-нибудь показать, как бы он дотронулся до пола?.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 3

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Педагог показывает какой-либо объект и предлагает детям найти в комнате похожий, по какому либо признаку (цвет, форма, материал, форма и т. д.) объект

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Волшебные очки»

Цель: настроить на работу; снять барьеры, отгораживающие ребенка от других.

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Упражнение «Ошибка в книжках»

Цель: развивать внимание.

Шурочка Ряба, Золотая Рубка, Шар-птица, Гусли-лебеди, Полк и семеро козлят, Кособок, Кошечка - Хаврошечка, Киса и Журасль, Смоляной Бачок, Красная Тапочка, Крот в сапогах, Гадкий утенок, Кусалочка, Нежная королева, Серая лейка, Сивка Мурка, Федорино море, Маленький цветочек.

Игра «Логические кубики – кондитерская фабрика» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление.

«Передо мной лежат коробки, как вы думаете, что должно лежать в этих коробках (конфеты). Мы с вами сегодня будем кондитерами и для того, чтобы подобрать в наши коробки конфеты нам помогут наши блоки и логические кубики». Дети по очереди подбрасывают кубики и по выбранным свойствам подбираем подходящий блок.

Работа за столами

Упражнения, облегчающие написание букв.

Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Упражнение 1

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)

Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Игра «Стоп, один! Стоп, два!» (см. Занятие №2)

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 4

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант) (см. Занятие 3)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Я дружу с …»

Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно узнать себя, быстро подбежать к водящему, пожать руку и сказать «Привет!» Далее водит он.

Упражнение «Отгадай словечко по его определению»

Цель: развитие кругозора, внимательности.

Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые (рукавицы)

Резиновые, лайковые, вязаные, хирургические, боксерские (перчатки)

Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный (хлеб)

Воздушный, земной, елочный, бильярдный (шар)

Червивое, зеленое, красное, наливное, сладкое (яблоко)

Дневной, ночной, детский, обувной, взбитый, массажный (крем)

Первый, последний, дверной, школьный, телефонный (звонок)

Золотой, речной, сахарный, морской (песок)

Пшеничное, кукурузное, футбольное (поле)

Солнечные, электронные, настенные, ручные (часы)

Белая, серая, летучая, полевая, компьютерная (мышь)

Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели-встали

И на месте побежали.

Игра «Логические кубики – садовник» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие 3

Цель: развивать логическое мышление.

Упражнение «Выкладывание из спичек» (См. Приложение 35)

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из спичек.

«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми спички и выложи точно такой же узор (дом). При выкладывание будь внимателен. Приступай к работе».

Подвижная игра «Запретное число»

Цель: развивать внимание и память.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д. Тот кто ошибается выходит из игры. Игра постепенно усложняется если дети справляются с одним запретным числом, ведущий назначает 2 или 3 запретных числа. Игра продолжается пока в игре не останутся 1-2 ребенка.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 5

Пароль: игра «Найди похожий» (2 вариант)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Детям предлагают найти в комнате два похожих объекта и доказать их сходства по признакам (материал, цвет, место и т. д)

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Комплименты» (игра с мячом)

Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее.

Игра :Цепочка» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы.

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру и форме, по толщине и т. д)

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Психогимнастическое упражнение «Шалтай-Болтай»

Цель: мышечное расслабление

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Работа за столом

Задание: «Вербальные аналогии»

Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

Психолог называет слова связанные логическими аналогиями, задача ребенка подобрать подходящую аналогию по примеру предложенной парочки.

День – ночь (солнце -)

Летчик – шофер (самолет -)

Снег – лед (лыжи -)

Бидон – чайник (молоко -)

Топор – коса (дрова -)

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Дети по речевой инструкции рисуют узор, а потом его продолжают.

Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и т. д. после дети продолжают узор.

Игра «Назови соседей»

Цель: развитие координации, мышления.

Педагог берет мяч и бросает каждому ребенку, по очереди называя число от 1 до 10, пойманный мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, на 1 меньше). Тот кто ошибся выбывает из игры.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 6

Пароль «Опиши объект по признакам»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».

Сегодня пароль на наше занятие игра «Опиши объект по признакам». Я показываю вам объект, а вы вспоминаете значки признаков и находите этот признак у данного объекта. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: расширить знания детей о невербальных средствах общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Педагог спрашивает у детей как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребенок.

Упражнение «Оцени ситуацию»

Цель: ознакомить детей с правилами школьной жизни.

Для первого задания вам каждому нужен один зеленый, один красный круг, они для вас приготовлены на этом подносе. Возьмите. Я вам читаю правила школьной жизни. Ваша задача ответить на вопрос по принципу «светофора». Если вы считаете этот поступок правильным, поднимите зеленый круг, если не согласны, то красный круг (дети сами готовят себе рабочее место).

Сережа на уроке все время разговаривал со свои другом.

Катя внимательно слушала свою учительницу.

Лена поделилась карандашами с Наташей, которая забыла пенал.

Кирилл во время уроков ответы выкрикивал с места.

Если учитель не спрашивала Сашу, он обижался.

Увидев, что пример сложный, Коля не стал даже пробовать его решать.

Аня поднимала руку, чтобы ответить на вопрос учителя.

Рома на перемени помог учителю приготовить класс к уроку.

Дима на перемене громко кричал в коридоре.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

«Неделя психологии» в школе. Анализ заботы педагога-психолога«Неделя психологии» в школе. Анализ заботы педагога-психолога Анализ педагога-психолога Мбоу СОШ с. Сырское Набиевой О. М. по проведенной неделе психологии «Неделя психологии» в школе – комплексное.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Планы-конспекты развивающих занятий для детей первой младшей группы педагога-психолога на апрель 1 неделя апреля Занятие № 24 «Медвежонок» Задачи: - сплочение группы, развитие эмпатии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения,.

Планы-конспекты развивающих занятий педагога-психолога с детьми 2–3 лет на февраль 1 неделя февраля Занятие № 1 «Мыльные пузыри» Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии - снижение импульсивности, повышенной.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6–7 лет по подготовке их к школе с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ
Опубликовано: 13 апреля 2021 в 01:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6–7 лет по подготовке их к школе с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Бессарабова Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД