Ольга Чудакова
Цикл методических разработок по патриотическому воспитанию детей «Страницы детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
Задачи:
Способствовать формированию у детей любви и привязанности к своей семье, дому.
Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций.
Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
Актуальность данной разработки :
Публикация «Цикл методических разработок по патриотическому воспитанию детей „Страницы детства“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. «Дерево без корней не растет» — эти мудрые слова в последнее время стали особенно актуальны ми для соотечественников. Люди вдруг вспомнили, что они являются наследниками давно ушедших поколений, и хорошо бы детям знать имена своих предков, а заодно и их деяния. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь зарабатывать на хлеб насущий, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Не совсем понятно, правда, как это делать, как донести до маленького ребенка всю семейную ценность.
Поэтому из всего вышесказанного возникла идея создания методической разработки способствующей (формированию у детей любви к семье, семейным ценностям. Традициям. Уважительное отношение к друг другу) укреплению семьи, расширение знаний о своей родословной, через разные виды деятельности.
Описание работы
Первым этапом нашей работы, стали беседы и анкетирование родителей, и детей по выявлению семейных ценностей. Которые выявили следующее: что у большей части родителей, оказывается не достаточно знаний в области в воспитании у ребенка любви к самому близкому – к родному дому.
А дети не ощущают себя на должном уровне себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины.
Основываясь на выводы анкетирования, был разработан комплекс мероприятий направленный на сближение членов семьи с друг с другом, знакомство с родословной своей семьи, узнавание друг о друге, что то нового, до сих пор не известного.
Итак, мы предлагаем отправиться в путешествие по страницам давно забытого семейного альбома. Возможно даже это будет не один, а несколько вечеров. И это не просто просмотр фотографий, скорее всего это станет вечером любопытных рассказав, трогательных воспоминаний и жизненных сравнений, разных времен и поколений.
Предположим, что вы решили начать знакомство с семейным фотоархивов именно с бабушкиного альбома. Бабушка в этот день словно экскурсовод, ведет нас на экскурсию по своей жизни.
Вечер первый: «Я тоже была маленькой»
Героиня вечера рассказывает о годах своего детства. Внукам интересно:
• какими игрушками раньше играла бабушка
• с кем бабушка дружила
• была ли бабушка активной
• как бабушка отдыхала
• в какие игры играла в детстве
• какие песни любила петь
Бабушка может научить веселой игре из своего детства, спеть детскую песню.
Листая страницы семейного альбома, бабушка рассказывает о своей юности:
• о школьных и студенческих годах
• о свадьбе – бабушка невеста: рассказ о знакомстве с дедушкой, о том как он ухаживал за невестой.
Следующая страница семейного альбома, рассказывает о той радости которая доставила им с дедушкой дочурка (сынок,появившись на свет. Теперь дочь (сын)уже взрослая (ый) она (он) тоже мама (папа) и тоже имеет очаровательного ребенка- бабушкину внучку (ка). Вечер может завершиться новой фотосъемкой.
Вечер второй: «День моей фамилии»
В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется узнать обо всем на свете. Вот тут – то на мам и пап сыпятся бесконечные «Почему», «отчего», «что» и «зачем». Что означает мое имя и откуда появились фамилии.
Посвятим этому вопросу хотя бы один день и устроим праздник «День моей фамилии».
Люди имели имена в течении многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Одного только имени не достаточно, чтобы различать людей. Например, в городе могло быть два Петра, один из них был ленив, поэтому люди стали бы называть его Петр Лежебока.
Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работающий на мельнице стал назваться Мельников и т. д.
Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволила отличить его от другого. Так появились Кожемякины, Токаревы и др.
Можно поиграть в игру «Фамильное лото» предоставляя каждому игроку, право рассказать о происхождении своей фамилии.
«Веселые сочинители» ребенок показывает карточку, на которой изображены либо люди различных профессий, природа и тут же придумывает фамилию соответствующую данному рисунку.
«Угадай — ка» смысл заключается в том, что нужно изобразить жестами, мимикой, действием определенное слово, не произнося при этом ни звука (задумывают слово, в данном случае – фамилию и начинают изображать его, другие отгадывают).
Вечер третий: «Веселая игротека»
Игра «бабушкин сундук» сундучок наполняется бабушкиными вещами и ставится в центр комнаты под музыку игроки бегают вокруг сундука. Музыка внезапно обрывается, а участники должны успеть сесть на сундучок. Кто успел, достает вещь, лежащую сверху и отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не достанет наряд из сундучка. Игроки надевают вещи на себя и устраиваю настоящий парад ретро моды.
Игра «Отыщите внуков» по голосу, по прическе, по рукам.
Игра «Сказочный аукцион» игроки называют сказку, в которых одной из героинь бывает бабушка.
Кукольный театр «Чья бабушка лучше?»
Предложенный материал вечеров, можно использовать для рассказа о любом из членов семьи.
В продолжение данной темы в ДОУ, с детьми можно предложить следующее:
• Чтение художественной литературы, потешек, пословиц и поговорок о семье
• Рассказы детей о членах семьи
• Рисование на темы «Моя семья», «Один день из жизни моей семьи», «Отдых все семьей» и т. д.
• Обсуждение ситуаций из жизни семьи
• Сюжетно – ролевая игра «Семья»
• Проведение тематических развлечений, спортивных соревнований
В работе с родителями можно использовать:
• Проведение тематических выставок, фотоколлажей, поделок
• Проведение совместных вечеров, посиделок родителей и детей, которые направлены на сближение членов семьи друг с другом
• Психологические гостиные по теме «Семейная игротека», «Я люблю свою семью» целью, которых будут являться создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях
• Создание памяток, буклетов для родителей
• Родительские собрания по данной тематике
Предлагаем вашему вниманию сценарий одного из родительских собраний.
Родительское собрание на тему: «Семейный калейдоскоп»
Задачи:
Раскрыть перед родителями важность и ценность семьи, родственных отношений в ней.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Подготовка к собранию
1. Провести анкетирование детей.
2. Анкета «Семья глазами ребенка».
3. Написать приглашение на собрание каждой семье.
4. Изготовить в виде аппликации совместно с детьми.
5. Подготовить выставку детских рисунков на тему : «Смотрясь в семью, как в зеркало….».
6. Написание плакатов по теме собрания:
«С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от нее зависит вся семья».
«Семья дает ребенку главное, то что не может дать другой социальный институт: интимно – личностная связь, и единство с родными».
«Семья – это среда в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувства внимания, восхищения и преданности со стороны близких людей».
В. Матейчик
7. Магнитофонная запись с высказываниями детей : «С кем я сяду за стол из членов семьи?».
8. Оформление памятки «Только раз в году: день рождение в кругу семьи».
9. Подготовить цветик – семицветик с заданиями для игры.
10. Оформить памятки «Как знакомить с историей моей семьи.».
11. Предложить родителям поучаствовать в выставке на тему: «История моей семьи».
12. Подготовить консультацию на тему: «Как знакомить ребенка с историей семьи».
В зале где проходит встреча оформлена выставка детских рисунков
«Смотрясь в семью, как в зеркало….», подобрана подборка книг о семье, консультация «Как знакомить ребенка с историей семьи» ,плакаты с высказываниями, выставка домашнего задания родителей: «История моей семьи».
Ход собрания.
I Вед: добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады встрече с вами, спасибо, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Думаю, что вам есть чем поделиться друг с другом.
Это интересно знать: поразмышляйте.
Вопросы:
- помните ли вы свое детство?
- чем оно характерно?
- что интересует, волнует вашего ребенка?
- чему он радуется?
- чему огорчается?
- какова в вашем понимании цель воспитания ребенка?
- каким бы вы хотели его видеть?
К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?
- Конечно, приоритетное воспитание ребенка принадлежит семье, а детский сад является помощником семье.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Сегодня же семья стремительно меняется. Одни говорят об отмирании семьи как государственного института, другие – об усилении ее значения в нашем тревожном и динамичном мире. В любом случае современная семья – это разные формы совместного проживания людей: папа, мама и ребенок (дети); мама, бабушка и ребенок; папа и ребенок; мама и ребенок (таких семей становится, увы, все больше); семьи с дедушкой, бабушкой или с кем- нибудь одним из них, семьи с приемными детьми, — всех не перечислишь. Отличаются семьи и по количеству детей.
Но, на наш взгляд сплочение семьи, сближение взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон.
II Поэтому, предлагаем вам сегодня, поговорить о ваших семьях (об историях ваших семей, традициях и праздниках и т. д.).
Игра – тренинг
- Что обозначает слово семья? (ответы)
С давних пор о доме о семье всегда говорили с улыбкой и любовью. И из далекого прошлого до нас дошли легенды, сказания, пословицы и поговорки.
Давайте поиграем, я начинаю, а вы продолжаете пословицу.
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ.
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ.
КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ.
ДЕТИ НЕ ВТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО У СЕБЯ ДОМА.
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.
III На столах у родителей лежит анкета «Семья глазами ребенка».
Предлагаю ознакомиться с вопросами и послушать результаты анкетирования.
Предложить вниманию родителей магнитофонную запись с ответами детей на вопрос : «С кем я сяду за стол из членов семьи?»
Цель: проверить отношение ребенка к членам семьи.
Вы услышали ответы детей и мы думаем, что они вам подсказали о чем стоит задуматься.
IV Игра «Какой он мой ребенок»
На каждую букву имени ребенка – подобрать слова определяющие характер вашего ребенка или выражение вашей любви к нему.
Музыкальная пауза «Поющая семья»
Поднимите пожалуйста руки кто любит петь. Спасибо. Давайте покажем свои таланты (определяется 4 семьи желающие продемонстрировать свой талант; семьям выдают карточки с текстами песен, включаются фонограммы)
1 карточка
Важней всего погода в доме
А все другое суета
Есть я и ты
А все, что кроме –
Легко исправить
С помощью зонта.