Наталья Евгеньевна Мироненко
Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы районного методического объединения по экологическому воспитанию дошкольников.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала.
Чтоб росли как цветы, малыши
Публикация «Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, окружающей среде, то можно будет надеяться, что эти ростки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет иметь прочные знания и навыки экологической грамотности, сможет сохранить своё здоровье, будет крепким не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Актуальность.
Существенный поворот в сознании современного человека происходит в том случае, когда он понимает, что является частью природы. Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе – причины, по которым необходимо уделять большее внимание экологическому воспитанию дошкольников. Большее значение на формирование экологического воспитания оказывает педагогическая компетентность педагогов в ДОУ, поэтому, я считаю проведение РМО по экологии необходимыми. В ходе методических объединений, идёт прежде всего обмен опыта, повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах экологии, охватываются инновационные методы работы с детьми и родителями, рассматриваются методические вопросы, которые нужно знать воспитателям и правильно применять в своей работе. Совместный разбор педагогических ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников предупреждают и устраняют недостатки, а может быть и ошибки педагогов в проводимой работе.
ОБЪЕКТ исследования - процесс экологического образования
дошкольников в ДОУ района.
ПРЕДМЕТ исследования - формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Новизна опыта — в нахождении и использовании форм и методов, методик ; в обогащении жизненного опыта; в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; в определении целей и результатов; в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом используются разнообразные методы и приёмы знакомства детей экологией и эта работа ведётся систематически и планомерно, созданные воспитателем оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают быстро овладевают элементарными экологическими знаниями о природе. У дошкольников формируется правильное отношение не только к своему здоровью, но и воспитывается чувство ответственности за окружающую среду.
Желаемый результат: развитие интереса у педагогов к вопросам экологии в ДОУ, повышение педагогической компетентности по экологии, стимулирование творческой деятельности педагогических работников ДОУ, использование инновационных методов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста; вовлечение родителей в процесс формирования у детей элементарных экологических представлений.
Для получения ожидаемых результатов на РМО по экологическому воспитанию создана система работы, состоящая из взаимосвязанных компонентов –
• Координация работы с педагогами и специалистами;
• Экологическое просвещение родителей; взаимодействие с родителями;
• Экологизация предметно-развивающей среды;
• Экологизация различных видов деятельности;
• Специально организованные открытые занятия;
• Проведение праздников и развлечений;
• Проводимые викторины и конкурсы;
• Проведение мастер – классов;
• Презентации творческих проектов;
• Инновационные методы в работе ;
• Обмен опыта по кружковой работе.
При проведении РМО учитываются :
1)интересующие вопросы педагогов района,
2) сезонность,
3)научность,
4) освещение опыта работы, творческих проектов,
5)использование инновационного опыта работы,
6) методически правильный и интегрированный подход к проводимым мероприятиям, учёт требований ФГОС.
7)использование интерактивных технологий
8) составление и обсуждение плана работы по экологическому воспитанию РМО
района.
8) региональный компонент.
Методы и приёмы.
Словесные – сообщения, выступления, доклады, консультации, круглые столы.
Наглядные – презентации, показ демонстрационного материала, ввидеоролики из опыта работы, организация выставок, показ опытов и экспериментов, смотры – конкурсы.
Игровые – деловые игры, проигрывание педагогических ситуаций, викторины, педагогические конкурсы.
Практические – мастер – классы, открытый показ занятий, праздников и развлечений, мониторинги, анкетирование, предоставление опыта работы.
При поведении мониторинга были обозначены проблемы, цели и задачи, обоснованна актуальность данных направлений работы, разработаны планы решения этих задач. Открытые просмотры; организации различных конкурсов, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов к данному виду деятельности, всё это способствует повышению педагогической компетентности в вопросах экологии. Педагогами района ведётся проектная деятельность, воспитателями освещается проводимая работа в этом направлении на объеденениях. В ходе РМО проведены - деловые игры; викторины - «Мой край родной», «Что вы знаете о птицах?», смотры – конкурсы
«Уголок природы», «Огород на окне», «Развивающие игры по экологии», «Развивающая среда по экологии», «Работа с родителями», проведены мастер – классы по изготовлению поделок из природного материала. Организованы выставки литературы по экологическому воспитанию, дидактического материала, сделанного руками педагогов.
Считаю, в работе РМО обозначены проблемы, цели и задачи, обоснованна актуальность данного направления работы, разработаны планы решения этих задач. Открытые просмотры, где повышается мастерство педагогов детского сада, организации различных конкурсов, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов к экологии, способствует положительным результатам в этом направлении. Разработаны и апробированы консультации педагогов : -«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»; «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Проведены деловые игры; викторины «Счастливый случай»», «Что, где, когда?», «Пернатые – наши друзья» ,смотры – конкурсы.
Охвачены опыты работы воспитателей района на темы :
- Экспериментальная деятельность в детском саду;
- Игра – как метод экологического воспитания детей.
Проведены праздники и развлечения: «Путешествие в лес»; «День прилёта птиц»; «День воды», драматизации сказок.
Вниманию педагогов были предоставлены открытые показы НОД –«Почему опадают листочки» воспитатель МАДОУ№20 В. В. Литвинова, «Ребёнок и окружающий мир» воспитатель МАДОУ№20 Л. П. Котова, : «Поможем речным жителям» педагог – психолог Л. М. Кочеткова, художественно – эстетическая область - рисование с натуры «Нарцисс» воспитатель МАДОУ№20 О. А. Яровая.
В ходе проводимых РМО освещались природоохранные акции проведённые в ДОУ района «Посади дерево», «Комнатный цветок – каждому в домок», «Чистый дворик», «Берегите воду», «Пластиковой бутылке вторую жизнь», «Покормите птиц зимой» и другие.
Педагогами ДОУ района предоставлены и разработаны методические рекомендации :
- наблюдения и экскурсии;
- экспериментальная деятельность;
- тематика продуктивной деятельности, касающаяся экологии;
Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогических коллективов ДОУ района направлена на воспитание экологической культуры родителей. На методическом объединении не раз педагоги раскрывали методы и приёмы работы с родителями, а также - какие вопросы экологического воспитания обсуждаются на родительских собраниях. Разработаны педагогами района консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников :
- Мои домашние любимцы;
- Это интересно! О комнатных растениях.
- Правила поведения в природе.
-Экология и здоровье детей и др.
Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей среды. При проведении РМО затрагивались темы построения развивающей среды, обсуждая, этот вопрос мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая включает в себя в следующие принципы:
- активность, самостоятельность, творчество;
- комплектность и гибкое зонирование;
- индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- учет возрастных особенностей детей.
Рассматривался и вопрос организации уголков природы в ДОУ. При их организации в ДОУ мы учитывали следующие моменты:
- подбор комнатных растений с учетом их биологических характеристик и возрастной группы детей;
-наличие безопасных растений уголка природы;
- оформление экологических паспортов растений и животных;
- выделение в уголке природы места для хранения оборудования по уходу за растениями, книг, иллюстраций о растениях и животных, а также календарей погоды, природы, дневников наблюдений, дидактических игр, коллекций, макетов по природным зонам в старших группах. Выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать один и тот же объект для различных целей. Ежегодно, среди воспитателей и детей, проводится конкурс «Огород на окне», «Лучший уголок природы». Обращалось внимание и на наличие в ДОУ района уголока экспериментирования, и его наполняемости- разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов : весы, магниты, воронки, компасы, камешки и т. д.
Также в нашей работе широко освещался метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления. Опыт работы был представлен воспитателем МБДОУ№6 Т. А. Хорунжая.
Много материала предоставлено педагогами ДОУ района за летний период. Лето – время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и развиваются интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями, поэтому создавая свои творческие проекты воспитатели изучают методическую литературу, продумывают, планируют свою деятельность, сопоставляют и анализируют опыт работы коллег, работают над реализацией поставленных задач, а затем делятся проводимой работой на методическом объединении используя презентации.
Экологизация окружающей природной среды, способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования : познавательного, нравственно-ценностного, деятельного. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, мы способствуем развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в их характер, станут его основой, помогут на протяжении всей дальнейшей жизни бережно относится к окружающему миру, а самое главное будут способствовать формированию нового человека, которому не чужды вопросы экологии, вопросы охраны и сохранения своей родной природы.
Таким образом, ознакомление детей с природой, закладывание у детей основных норм и правил поведения в природе, развитие у дошкольников интереса к темам экологии, анализирования своих действий в окружающем мире - во многом зависит от увлечённости педагога своим делом, творческого подхода, знания методики и дидактики в работе с детьми и родителями. Методическое объединение даёт возможность обсудить имеющие вопросы, разработать план своей деятельности по вопросам экологии в соответствии с учётом требований ФГОС, осветить свою творческую работу и поделиться опытом с коллегами, показать высокий уровень педагогической деятельности с которого нужно брать пример.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План работы методического объединения по экологическому воспитанию на 2015-2016 учебный год
№п/п Мероприятия Форма работы Сроки и место проведения Ответственный
1 Организационная работа Утверждение плана, пожелания, рекомендации по РМО 30.09.2015. г. Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию
2 «Компонент экологического просвещения родителей». 1. «Компонент экологического просвещения родителей» (Сообщение руководитель РМО Н. Е. Мироненко)
2. Открытое занятие с детьми старшей группы. Педагог - психолог Л. М. Кочеткова
3. Мастер – класс «Поделка из природного материала»(Воспитатель МАДОУ№20 Л. В. Шемет)
4. Презентации, проекты развитие экологической просвещённости родителей. Все ДОУ.
21.01.2016г
МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию
3 Игра как средство экологической культуры детей дошкольного возраста.
1. «Что мы знаем о экологии?»(Презентация.)
2. Открытое занятие по теме «Ребёнок и окружающий мир» (Воспитатель МАДОУ№20 Л. П. Котова)
3. Сюжетно – ролевая игра экологической направленности.
22.04.2016г.
МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию
План работы методического объединения по экологическому воспитанию на 2016-2017 учебный год
№п/п Мероприятия Форма работы Сроки и место проведения Ответственный
1 Организационная работа Утверждение плана, пожелания, рекомендации по РМО 30.09.2015. г. Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию
2 Тема: Тема: «Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе, особенности экологического воспитания дошкольников». 1. «Наблюдение- ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей» (Сообщение руководитель РМО Н. Е. Мироненко)
2. Викторина для педагогов. (Воспитатель МБДОУ№4 С. Н. Пархоменко)
3. Мастер – класс «Опыты и эксперименты» (Воспитатель МАДОУ№6 М. Н. Тищенко.)
4. Презентации, проекты. Все ДОУ.
29.11.2016г
МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию
3 Тема: «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе по экологии»
1. «Кружковая работа с детьми по экологическому воспитанию.» (Обмен опыта. Воспитатель МБДОУ№ 6 М. Н. Тищенко, воспитатель
МАДОУ№20Н. Е. Мироненко)
2. Экологический праздник «День рождение земли» (Воспитатель МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко)
3. Мастер – класс «Поделка из природного материала» (Воспитатель МАДОУ№20 Т. Н. Кряжимская)
4. Итоги работы РМО. Перспективы работы на 2016-2017 учебный год
21.04.2017г.
МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию