Наталья Сковытина
Цикл комплексной интегрированной НОД на тему «Чудеса осеннего леса»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. Цикл комплексной интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Чудеса осеннего леса» (с использованием единой темы в виде сказки С. Гарамовой «Приключения маленького жёлудя») раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес у детей, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Публикация «Цикл комплексной интегрированной НОД на тему „Чудеса осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цель: Способствовать формированию основ нравственной и экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи.
2. Дети умеют придумывать варианты продолжения сказки.
3. Дети умеют давать оценку поступкам героев, событиям.
4. Дети умеют отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу.
5. Дети свободно общаются между собой, слушают друг друга, высказывают свои предположения, умеют договариваться в совместной деятельности.
1 день недели
«Путешествие в лес»
Задачи:
Учить детей осмысливать содержание сказки, характер персонажей; формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой.
Развивать творческое воображение: умение придумывать разные варианты продолжения сказки и оказывать помощь герою; создавать творческую ситуацию для выбора материала для конструирования; упражнять детей в подборе прилагательных к слову «осень».
Воспитывать сострадание к героям сказки, желание им помочь, бережное отношение к окружающему.
Материал: аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года – осень», кукла Лесовичок, природный и бросовый материал (жёлуди, веточки, «парашютики», верёвочки и т. п.)
Ход НОД: дети входят в группу, встают в круг. Приветствие в круге «Здравствуй, небо!
Здравствуй, земля!
Здравствуй, ты! (дети различными способами – рукопожатием, объятием, улыбкой приветствуют друг друга)
И здравствуй, я!» (крепко обнимают себя)
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года – осень».
Восп-ль:
- Ребята, как вы думаете, какое время года можно услышать в этой музыке? (ответы детей). Д/и «Что я слышу?»
-Да, действительно это осень в лесу. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку (Д/игра: «Слово на ладошке»). Осень, какая?
- Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.
- Предлагаю сегодня отправиться в чудесный осенний лес.
«Путешествие в лес»: по тропинке мы идем, звонко песенку поём
Гриб увидели мы близко, наклонились низко-низко.
На носочки встали и к лесу побежали.
«Встреча с Лесовичком».
Лесовичок:
-Ой, кто это тут так расшумелся? В лесу не шумят! Я тут хозяин!
Восп-ль:
-Ребята, кто это нас так неприветливо встречает? (ответы детей)
Знакомство в круге с Лесовичком.
Лесовичок:
-Я вас заждался. Хотел рассказать вам одну интересную сказку «Приключения маленького жёлудя». Усаживайтесь поудобнее и слушайте! (Лесовичок рассказывает часть сказки до слов «пока я буду лезть вверх, птенчики совсем замёрзнут. Вот если бы….»)
Беседа Лесовичка с детьми о том, как можно помочь жёлудю забраться наверх на дуб. Рассуждения детей.
Физминутка «На поляне дуб зелёный»
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Лесовичок:
-Мне очень понравилось сегодня с вами общаться, у меня есть важные дела, а завтра я жду вас в гости, чтобы рассказать вам, что произошло дальше с маленьким жёлудем. Я оставляю вам свою корзинку, может она вам сгодится (Лесовичок уходит).
Восп-ль:
-Ребята, а нам пора возвращаться из леса. «Возвращение из леса».
Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое корзины (жёлуди, веточки, пластилин, верёвочки, «парашютики») и рассуждают, как можно помочь маленькому жёлудю.
Пальчиковая гимнастика с желудями, перекатывание их между ладонями.
Конструирование: изготовление деталей из природного и бросового материала, с помощью которого маленький жёлудь мог бы взобраться на дуб.
Презентация детских работ, оформление выставки на большом подносе-полянке.
Подведение итогов: обсуждение в круге, рефлексия.
-Ребята, с помощью передачи маленького жёлудя, каждый из вас может рассказать то, что больше всего запомнилось сегодня и понравилось.
2 день
«Лес, точно терем расписной…»
Задачи:
Закреплять представление о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках.
Развивать творческие способности, воображение, художественный вкус. Совершенствовать умения работать с бумагой.
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать эстетическую оценку.
Материал: Аудиозапись «Звуки леса», Д/и на интерактивной доске «С какого дерева листок?», материал для аппликации.
Ход НОД: дети входят в группу, встают в круг. Приветствие в круге
«Я дарю тебе улыбку!»
Звучит аудиозапись: «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, вы слышите?. Это Лесовичок опять зовет нас к себе в гости, он наверно хочет нам рассказать продолжение сказки.
Новое путешествие в лес. Встреча с Лесовичком.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я вас действительно заждался.
Воспитатель: И мы очень рады тебя видеть, и мы пришли к тебе не с пустыми руками (дети демонстрируют свои поделки, рассказывают о них).
Лесовичок: Спасибо, мне очень понравилось, а сейчас усаживайтесь поудобнее на пенечки, мне не терпится рассказать вам сказку дальше, но сначала напомните, на чем мы остановились вчера.
(ответы детей)
Продолжение рассказывания сказки Лесовичком (до слов: «А там внизу у самого подножья дуба….»)
Рассуждение детей о том, что может быть у подножья дуба в осеннем лесу.
Лесовичок: А давайте поиграем! Узнайте с какого дерева листок?
(ИКТ Д/И «С какого дерева листок?»)
Ребята, я благодарю вас за то, что вы пришли ко мне в гости, принесли свои поделки, послушали сказку и поиграли со мной! Завтра вы узнаете продолжение сказки. Возьмите эту корзину, она вам сегодня еще пригодится.
Воспитатель: Ребята, ну а нам пора возвращаться домой. (выход из леса)
Физминутка: «С кочки на кочку».
Рассматривание содержимого корзины: трафареты листьев разных деревьев, клей, ножницы, цветная бумага. (предположение детей, для чего это нужно)
Воспитатель: каждый возьмите в руки по трафарету листа, встаньте в круг и послушайте стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, желтый, золотой
Как хорош ты лист резной
А ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на деревья пестрые подул, подул, подул
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно…
Листьев нет, лишь ветки видно.
Воспитатель показывает ватман, на котором изображены деревья с голой кроной. Ребята, давайте нарядим деревья!
Дети объединяются в команды по листьям (кленовые, дубовые, рябиновые и др.)
Выполнение коллективной аппликации «Деревья чудесного леса»
Презентация общей работы.
Подведение итога занятия. Обсуждение в круге, рефлексия.
3 День
«Жизнь в лесу»
Задачи:
учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь; закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10,сравнение чисел.
Развивать умение наблюдать, расширять представление детей о природе.
Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Материал: ИКТ, счётный материал, «лабиринт».
Ход НОД.
Настрой на работу: приветствие в круге «Здравствуй, друг!»
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
(взявшись за руки, выполняют «пружинку»)
Посмотри скорей вокруг!
(разводят руки в стороны)
Здравствуй, здравствуй,
Мне улыбнись,
(улыбаются, качая головой вправо – влево)
Здравствуй, здравствуй,
Головкой поклонись!
(кланяются друг другу)
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Входит Лесовичок: «Здравствуйте, мои дорогие ребята! (дети приветствуют Лесовичка). Решил сегодня я к вам в гости зайти, посмотреть, как вы живёте»
Восп-ль: «Вот и хорошо! Посмотри, Лесовичок, как ребята справились с твоим заданием! Какой чудесный лес получился (дети показывают коллективную работу Лесовичку). Лесовичок хвалит детей.
Лесовичок: «И я не с пустыми руками пришёл! Угадайте, что у меня в корзинке? Д/и «Угадай-ка!» (варианты ответов детей.). Лесовичок показывает детям видео диск.
Просмотр видеофильма «Жизнь насекомых в лесу (муравьи)».
Обсуждение фильма. Лесовичок: «Ребята, о каких насекомых идёт речь в этом фильме? А кто такие вообще насекомые? Из чего строят свои домики муравьи? А как вы думаете, много ли живёт муравьёв в домике (много)
Лесовичок: «их не сосчитать!»
Восп-ль: «а наших муравьёв сосчитать можно!» приглашает детей вместе с Лесовичком сосчитать муравьёв на магнитной доске. Д/и «Сосчитай муравьёв», д/и «Столько-сколько» (муравьи в окошечках).
Объединение детей в компании при помощи геометрических фигур. Д/и «Найди верную тропинку к муравейнику» (лабиринт)
Лесовичок: «Молодцы, ребята! А сейчас я вам расскажу продолжение сказки «Путешествие маленького жёлудя». Рассказывание Лесовичком сказки до слов «От страха он накрылся листком и замер…»
Лесовичок: «Ой, как страшно, ребята, я боюсь!»
Восп-ль: «Мы знаем, как помочь маленькому жёлудю и тебе, Лесовичок, прогнать страхи!»
Динамическая пауза «Прогоняем страх!»(дети топают, хлопают, прыгают, смеются и поют).
Лесовичок: «Спасибо вам, ребята, я теперь спокойно могу вернуться к себе домой в лес. А завтра я вам расскажу сказку до конца»
Лесовичок прощается и уходит.
Подведение итогов: обсуждение в круге, рефлексия.
4 День
«Чудо осеннего леса».
Задачи:
Учить различать на слух и отчетливо произносить согласные звуки. Продолжать развивать фонематический слух.
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Формировать умение составлять схемы по прочитанному произведению.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками.
Материал: «Волшебная» веточка, мешочек, картинки с изображением артикуляции звуков, домики плоскостные, фишки (для звукового анализа).
Ход НОД
Приветствие в круге: «Добрые слова».
Воспитатель: ребята, предлагаю игру «Назови дерево», поможет нам «волшебная» веточка.
Воспитатель: посмотрите, что я вам сегодня принесла (чудесный мешочек)
А для того, что бы узнать, что в нем находится, предлагаю каждому его подержать (передаем мешочек по кругу)
Предположительные высказывания детей.
Воспитатель открывает мешочек и показывает картинки, дети выполняют упражнения изображенные на картинке. (артикуляционная гимнастика с использованием картинок).
Д/И «Поймай звук» (кот, мак, рак)
Объединение в компании.
Воспитатель: Предлагаю взять по одной фишке и найти свой домик.
От каждой компании подойдет ко мне самый низкий. Д/И «Оживи слово» (предполагаемые слова: кот, мак, рак)
А сейчас пройдите к своим домикам и займите свои места (индивидуальная работа за столами: звуковой анализ слова – дубы).
Взаимопроверка.
Воспитатель: что-то мы с вами засиделись и совсем забыли о нашем добром дедушке Лесовичке, предлагаю сходить к нему в гости!
Физминутка: «По лесной тропинке»(аудиозапись – звуки леса)
Воспитатель: Что-то мы долго идем, наверно заблудились. Давайте покричим, что бы нас кто-нибудь услышал. Ау…
Выходит Лесовичек: Что это вы так раскричались? Всех зверей распугали.
Воспитатель: Здравствуй дедушка. Нам показалось, что мы заблудились.
Лесовичок: Здравствуйте, очень рад вас видеть в своем лесу и сейчас я расскажу о чуде, которое все-таки произошло с маленьким желудем, рассаживайтесь по удобнее (завершение сказки).
Воспитатель: Так какое же произошло чудо? (рассуждение детей)
Вывод: Чудо – возрождение новой жизни.
Воспитатель: Спасибо дедушка за твой рассказ. Мы приглашаем тебя к нам на праздник (вручают пригласительный билет).
Нам пора возвращаться, до свидания! (выход из леса).
Воспитатель: Ребята, чтобы не забыть нам эту сказку, давайте составим схему (составление схемы)
Подведение итога :обсуждение в круге, рефлексия.
5 день
«Лесные эстафеты»
Задачи:
Учить свободно, ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
Совершенствовать быстроту, силу, выносливость;
Воспитывать доброжелательные отношения при распределении в команды.
Оборудование: 2 корзины, шишки и жёлуди по количеству детей,
мячи.
Содержание развлечения
(дети под музыку входят в зал)
Сюрпризный момент:
(входит Лесовичок (извиняется, что опоздал, еле нашёл вас)
Лесовичок: – Куда я попал? Сколько интересного вокруг.
(Ответы детей)
- Вот здорово, значит пришли сюда прыгать, бегать, играть!
Физинструктор: - Не просто бегать и прыгать, а показать свою быстроту, силу, выносливость. – Для этого нам нужно объединиться в две команды.
Лесовичок выносит корзину с шишками и желудями, рассыпает на ковёр.
Лесовичок: - Возьмите по одному предмету и объединитесь в две команды.
Физинструктор: -Лесовичок, мы тебя приглашаем вместе с воспитателем в жюри, для того, чтобы оценить успехи команд.
«Лесные эстафеты».
1. «На одной ножке пробеги по дорожке».
2. «Ловкие зверята» (с мячом).
3. «Не упади в ручей».
4. «Попади в дупло».
5. «Шустрые белочки».
- Подведение итогов, объявление результатов эстафеты.
Лесовичок: - Ребята, вы славно посоревновались! Молодцы! А сейчас я хотел пригласить вас на лесную музыкальную зарядку «Звероробику».
Звучит музыка и Лесовичок вместе с детьми поёт и выполняет движения.
1. Уселась кошка на окошке
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Её движенья повторить.
Припев:
Раз, два. три.
Ну-ка, повтори!
Три, четыре, пять,
Повтори опять!
2. Змея ползёт лесной тропою,
как лента по земле скользит,
а мы движение простое,
руками можем вам изобразить.
3. Стоит весь день в болоте цапля.
и ловит клювом лягушат.
Нетрудно так стоять ни капли,
для нас, для тренированных ребят!
4. Спустилась с ветки к нам мартышка,
мартышкам надо подражать!
ведь обезьяны наши предки,
а предков надо уважать!
Лесовичок вручает детям сладкие призы. Дети приглашают Лесовичка на чаепитие. Общая фотография.
«Приключения маленького жёлудя»
(автор: Светлана Гарамова).
В одном сказочном лесу наступила осень. И на самом огромном дубе созрели жёлуди. Певчие птицы покинули лес. Листочки на деревьях сменили свой зелёный цвет на золотисто-жёлтый. Трава у подножья деревьев стала совсем сухой. Солнышко по-прежнему светило, но грело не так сильно, как летом. И на синем небе с каждым днём стали всё чаще появляться серые дождевые облака.
Один маленький жёлудь, висящий на толстой ветке, огляделся вокруг и сказал:
- Надо же, как красиво стало в нашем лесу!
На что папа-дуб ему заметил:
- Да, здесь с каждым годом становится всё красивее и уютнее, малыш.
- Но и это ещё не всё! – дуб зашелестел всеми своими листьями.
- А что ещё? – спросил жёлудь.
- А ещё с каждым из вас может произойти прекрасное чудо! – дуб продолжал шелестеть золотистыми листьями.
Рядом росла высокая стройная берёза. Её листочки осенью были особенно хороши. Убранная в золотой наряд, она посмотрела на жёлуди и спросила у дуба:
- А ты всё надеешься, что из них выйдет толк? – И махнула веткой.
Сквозь шум папиных листьев маленький жёлудь услышал негромкий писк. Он прислушался. Писк доносился из соседнего с веткой дупла. Взобравшись на ветку, жёлудь приблизился к дуплу и заглянул в него. Там сидели трое маленьких птенчиков. Они наперебой жалобно пищали.
- Тише! Тише! Чего вы так кричите? – спросил жёлудь.
- Нам холодно! – пропищал первый птенец.
- Очень холодно! – поддержал его второй.
- Очень-очень холодно! – ответил и третий.
- Вас что забыли? – спросил жёлудь.
- Нет, мама скоро прилетит! – уже с тревогой сообщил первый.
- Она на охоте! – успокоил его второй.
- Мы кушать хотим! Она скоро прилетит и принесёт червячка нам! – добавил третий.
- Так, пока вашей мамы нет, я постараюсь что-нибудь придумать! – сказал им жёлудь.
Жёлудь посмотрел вниз на сухую траву:
- Ой, как высоко! И назад тяжело будет взобраться… Пока я буду лезть вверх, птенчики совсем замёрзнут. Вот если бы…
И он обратился к своему папе-дубу:
- Папа, тут в дупле маленькие птенчики мёрзнут.
- Ещё бы, ведь скоро и морозы ударят, - ответил дуб.
- Как морозы? Ещё совсем рано для морозов! – воскликнул испуганно жёлудь.
- Да вот не иначе как завтра и ударят. Зима в этом году ранняя и лютая. Холод-то я отлично чую.
- Папа, но птенчики. они такие маленькие. Я хотел им травы наносить в гнездо, но боюсь, что до завтра не успею. Вот если бы ты дал мне немного листьев для них…
Дуб усмехнулся:
- Хорошо, сынок, помогу я тебе. Бери листьев сколько надо. Да укрой малышей как следует.
- Спасибо, папа! Огромное тебе спасибо! – воскликнул жёлудь. Им будет тепло.
Папа-дуб наклонил ветку, где росло больше всего листьев. Жёлудь нарвал их столько, что хватило и на тёплую подстилку, и на одеяльце для каждого птенчика. Малышам стало тепло, и они перестали жалобно пищать.
- Чик-чирик! Это кто тут хозяйничает в моём гнезде? – пропищала вернувшаяся с охоты мама-птица и грозно посмотрела на непрошеного гостя.
- Я не хозяйничаю! Мой папа-дуб сказал, что завтра придут в лес морозы. А вашим деткам не помешает пара-тройка дубовых листьев, - ответил жёлудь.
- Ах, вот в чём дело! – мама-птица заглянула в дупло, а там, тепло укутанные, спали три её малыша-птенчика.
- Спасибо тебе, маленький жёлудь! – она оставила в гнезде аппетитных жучков, которых недавно поймала, а сама отправилась за новой порцией добычи.
- Не пойму, зачем тебе это надо? – спросил жёлудя висевший рядом брат-жёлудь.
- Но ведь папа говорит, что с нами должно случиться чудо!
- Чудо! Чудо! Какое там чудо? Даже если и так, то нужно просто ждать, когда оно придёт! – ответил тот. – Зачем суетиться?
- Да! Куда легче просто его ждать! – послышалось со всех сторон от братьев-желудей. – Ведь оно всё равно придёт! Можно лечь и ждать, а оно придёт. Вот тут мы его и схватим!
И все жёлуди спрыгнули со своих веток вниз. Они упали в сухую пожухлую траву и стали ждать чуда. А маленький жёлудь осмотрелся вокруг. Ни одного жёлудя не было ни на одной ветке. Только листья, да и те начинали улетать один за другим.
- Какое же может быть чудо, когда рядом никого нет? И мне нужно за братьями!
Он спрыгнул вниз. А там, внизу, у самого подножья дуба, был муравейник. Муравьи тоже готовились к приходу зимы, они тащили в муравейник всё съестное, что только могли найти.
- Ой, кто это такой невежливый, что сваливается нам на головы! – возмущённо прокричали муравьи.
- Извините, пожалуйста! Я не нарочно! – попросил прощения упавший жёлудь.
- Что это? Все жёлуди попадали! Не иначе, как зима на носу? – спросил один муравей другого.
- Какая там зима! Я слышал, что они решили тут какого-то чуда ждать! – ответил муравей, затаскивая соломинку в норку.
- Чуда? Ну-ну! Пусть ждут! А нам некогда! Запасаться нужно! – и муравей побежал прочь.
- Но ведь это правда! – нерешительно обратился жёлудь к оставшимся муравьям. – Завтра будет очень холодно!
- Что правда? Кому холодно? Не выдумывай1 мы хорошо знаем, когда будет холодно! – быстро проговорил пробегавший мимо муравей.
- Но мой папа-дуб сказал, что завтра придут сильный морозы! – жёлудь покатился за муравьём.
- Морозы? – муравей остановился. – Не может этого быть! Морозы придут на следующей неделе, никак не раньше.
- Нет! Завтра! Завтра! – закричал маленький жёлудь.
- Тебе это папа-дуб сказал? Хм… Ладно, поверим тебе. – Муравей взбежал на вершину муравейника. – Эй, ребята, нужно поднажать! Возможно, завтра будет холоднее, чем я предполагал!
- Как завтра? Ты предсказывал, что только через неделю! – воскликнул муравей из толпы.
- нет времени на проверку моих прогнозов! Я уже не так молод, как раньше и, возможно, неточно указал дату! За работу! Законопачивайте все окна и двери! – послышалось со всех сторон.
- Ну, малыш, если ты ошибся, то эта ошибка нам может стоить очень дорого, потому что ещё целую неделю мы могли бы заготавливать пищу для наших малышей, - сказал один муравей.
И муравьи, все как один, принялись утеплять муравейник. Они наносили пушистого мха и устлали наружные части своего домика. А маленький жёлудь принялся им помогать, в то время, как его братья просто валялись неподалёку и шумно обсуждали происходящее.
Солнышко нависло над горизонтом. Маленький жёлудь сидел на вершине муравейника и любовался закатом. Как вдруг прямо за его спиной послышалось громкое хрюканье. Он очень испугался и спрятался под лежащий неподалёку дубовый листочек.
Хрюканье становилось всё громче и громче. Он выглянул из своего укрытия и увидел огромных лесных свиней. Они похрюкивали, повизгивали, помахивали своими тонкими скрюченными хвостиками. Но ужаснее всего было то, что они пожирали жёлуди, которые лежали в сухой траве. Съев последний жёлудь, вожак стаи понюхал своим пятачком воздух и резко повернул голову в сторону маленького жёлудя. От страха тот накрылся листком и замер.
- Так вот о каком чуде говорил папа-дуб, - подумал маленький жёлудь. – Но неужели чудо обязательно должно быть таким ужасным?
Он был так напуган, что даже не услышал, когда свиньи убежали прочь. Шум и хрюканье прекратились. Испуганный жёлудь осторожно выглянул из своего укрытия.
Наступало утро. С неба начали падать первые снежинки. Вокруг всё было перерыто копытами. Нигде ни одного жёлудя.
- Папа-дуб, ты говорил об этом чуде? – спросил маленький жёлудь у дуба, но тот уже крепко спал.
Неожиданно приоткрылось самое верхнее окошко муравейника, и из него выглянул муравей:
- Спасибо тебе, малыш, что предупредил нас о неожиданных холодах. Теперь мы увидимся только весной. Да и тебе нужно найти местечко, где перезимовать. Поищи себе тёплую норку.
Створка закрылась, а маленький жёлудь вздохнул и пошёл искать место для зимовки. Шёл он, шёл и неподалёку нашёл глубокую заброшенную норку, в которой когда-то жила мышка. Он спустился в неё и там уснул.
Вскоре пришла снежная зима. Она укрыла всё пушистым белым снегом: и деревья, и поляны, и кустарники, и муравейник. Всех одела в тёплые шубки, чтобы не замёрзли от сильных её морозов. Обо всех позаботилась. Даже зайцы и те в белых шубах бегали.
Но сколько зиме ни зимовать, а уступать место весне надо! Вот и солнышко стало жарче припекать, и снег таять. Птицы вернулись из тёплых стран. Проснулся и лес. Деревья ото сна потягиваются, веточки расправляются. А из норки, в которой уснул наш жёлудь, появился маленький зелёный росточек.
- Интересно, а где же мой малыш? – спросил папа-дуб и осмотрелся по сторонам.
- Я здесь, папа! – закричал росточек.
- Вот он! А ты говорила, что толку из них не будет! – сказал дуб берёзе.
Так день за днём росточек рос, рос и вырос в большое дерево – могучий дуб. И однажды осенью, когда на нём созрели первые жёлуди, дуб сказал им:
- У нас самый прекрасный лес, хотя стоит в нём быть осторожным! Но я знаю, что с каждым из вас может произойти прекрасное чудо, которое произошло со мной!