елена чупра
Тематические беседы для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Кофты и кафтаны»
Цели: знакомить детей с тем из чего, из каких тканей шьют одежду. Расширить представления детей о разнообразии одежды и её назначении в жизни человека. Вовлекать детей в непринуждённую беседу.
Оборудование: образцы разных тканей, вата, картинки с изображением национальной одежды русского народа.
Ход беседы.
Вместе с детьми воспитатель рассматривает образцы разных тканей, выясняет, что ткани состоят из нитей. Предлагает детям выдернуть несколько ниточек из кусочка льняной или хлопчатобумажной ткани, рассмотреть что получилось, как ниточки переплетены между собой.
Публикация «Тематические беседы для старшей группы» размещена в разделах
Воспитатель рассказывает детям, что некоторые нити делают из хлопка. Показывает картинки с изображением этого растения, обращает внимание на то, что хлопок похож на вату. Воспитатель показывает детям, как можно скрутить ниточку из кусочка ваты, затем предлагает детям самим попробовать. Рассказывает детям, что в нашей стране есть город Иваново, в котором делали знаменитые ткани, рассматривает с детьми образцы этих тканей.
Спрашивает у детей из чего ещё можно сделать нити. (Из шерсти животных). Такая ткань называется шерстяная. (Показ образцов)
Воспитатель рассказывает детям и показывает на картинках, как одевались люди в прошлом, какая одежда была у наших предков, какие сарафаны носили раньше, что такое кафтан. Рассказывает детям, что кофты которые мы носим сейчас- родственница кафтана. Длинные до колена кафтаны, которые раньше носили мужчины, сейчас никто уже не носит. А кофтой в старину называли короткий кафтан, который могли носить только девочки и женщины.
- Из чего можно изготовить нити для изготовления ткани? (Шерсть животных, хлопок)
- Как называется ткань из шерсти?
- Что в давние времена называли «кафтан», «кофта».
Воспитатель: в наше время также существует особенная одежда которая нужна людям разных профессий - белая одежда поварам, врачам, оранжевая одежда тем, кто работает на дорогах, непромокаемая одежда- рыбакам, пятнистая одежда зелёно- бурого, серо-черно-белого цвета - военным.
Обсуждают, почему именно такой цвет одежды необходим людям конкретного вида профессии и почему.
2. «Всюду осень золотая»
Цели: углублять знания детей о растительном мире региона и особенностях его жизни осенью, формировать собственное отношение к последовательности изменений в природе осенью; развивать способность восторгаться осенними красками природы; воспитывать бережное отношение к природе родного края. Активизировать и расширять словарь детей по теме.
Оборудование: если беседа проводится в помещении (иллюстрации осенних пейзажей, работа дворника осенью).
Ход беседы.
Воспитатель: ребята, неслучайно осеннюю пору называют волшебной. Посмотрите, какие чудеса она принесла в природу, какими пестрыми красками разрисованы деревья! Опишите, как выглядят деревья в эту пору? (Они яркие, разноцветные, золотые, красные, оранжевые, жёлтые)
- Нравятся ли вам картины осенней природы. Почему? Как они выглядят? (Природа осенью очень красивая, удивительная, волшебная, яркая)
- В самом деле, ребята. Особенно красивы осенние деревья и кусты под лучами солнца: одни ярко- желтые, словно из настоящего золота, другие- красноватые, как вечернее небо, есть рыженькие, будто лисичка, а есть вообще такие деревья, листва которых разноцветна- от бледно-желтого до бордового цвета.
Красивое время года - осень. Тем не менее, такой красотой нам придется наслаждаться совсем недолго. Вы знаете почему? (Потому что яркие листочки вскоре осыпятся с деревьев) Хотя месяц ноябрь ещё не наступил, листва потихоньку уже начинает опадать, осыпаться. Так деревья готовятся к суровой поре (Зиме) Как вы думаете, какое явление природы помогает деревьям и кустам расставаться с листьями. (Ветер) А как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Листопад). Листья кружат в воздухе, а потом плавно спускаются на землю, образовывая цветной ковёр.
3. «Береги природу»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе родного края, обратить внимание детей на вред сжигания осенней листвы как один из факторов загрязнения воздуха. Вовлекать детей в непринуждённую беседу.
Ход беседы.
Воспитатель: ребята, вы обратили внимание, что на улице под ногами образовался разноцветный ковёр. Кто же его соткал? (Осенний ветер сорвал листья с деревьев, плавно опуская их на землю, образовал цветной ковёр).
Знаете ли вы, что лиственный коврик в лесу - отличное удобрение для лесных растений, теплый покров для земли и тёплое одеяло для некоторых насекомых.
- А, что же делают с листвой в городах? (Её подметают, убирают)
Воспитатель: верно, наступила пора, когда дворникам не приходится отдыхать. Ведь листья летят и летят, прибавляя им работы с каждым днем всё больше и больше.
Очень жаль, что некоторые люди, убирая опавшую листву, возле своего двора, стараются сжечь её. Вы знаете, почему нельзя сжигать листву? (Дети с помощью воспитателя делают вывод: дым от сжигаемой листвы очень загрязняет воздух, таким воздухом вредно дышать и людям, и животным, и птицам.)
Листву, которая осыпается с деревьев и кустов, лучше собирать в специальную яму для того чтобы из неё получилось удобрение которое потом можно будет использовать для садово-огородных растений, для того чтобы они лучше росли.
- Какой вред природе наносит сжигание листвы?
- Как можно использовать в полезных целях листву?
- Как мы с вами можем использовать сухие листья в детском саду? (Сделать красивые осенние букеты, поделки, картины)
4. «От ложки до книжки»
Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления бумаги из дерева).
Оборудование: картинка с изображением столяра, образцы бумаги разной плотности, картинки, на которых изображена последовательность изготовления бумаги.
Ход беседы.
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака
«Мастер-ломастер», объясняет, что столяр- это человек, который делает из дерева различные изделия (вещи) окна, мебель…
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Что вам показалось интересным?
- Кто такой мастер?
- А каким мастером оказался мальчик? Почему у него ничего не получалось? (Воспитатель подводит детей к выводу, что в любом деле требуется усердие и желание довести дело до конца.)
- Что в конце сделал мальчик из деревянных досок?
Воспитатель обсуждает с детьми, для чего ещё могли бы пригодиться маленькие деревянные дощечки? (Поделки, коробочки.)
Воспитатель спрашивает, знают ли дети из чего делают бумагу? Оказывается, что бумагу, на которой мы рисуем, пишем, из которой сделаны книжки, делают из дерева.
Рассказ воспитателя: «Чтобы получилась бумага, на специальных фабриках измельчают древесину, добавляют специальное вещество- целлюлозу, смешивают с водой, соединяют с разными отбеливателями или красителями, с клеем и раскатывают получившуюся кашицу в длинное полотно. После того как это полотно высохнет, получается бумага. Затем бумагу разрезают на куски любого размера». (По ходу рассказа воспитатель показывает картинки, на которых изображена последовательность изготовления бумаги)
- Назовите изделия которые делают из бумаги? (Альбомы, открытки, коробки, тетрадки, книги).
Воспитатель обсуждает вместе с детьми, почему нужно экономно расходовать бумагу (можно сохранить больше деревьев от вырубания). Какие способы экономии бумаги мы можем применить? (рисовать на оборотной стороне использованного листа, вырезать так, чтобы оставалось меньше отходов, не рвать книги)
На занятии по лепке можно сделать интересные поделки из бумажного теста» папье-маше».
5. Беседа по картинке «Ранняя осень»
Цель: развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы. Развивать монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: картинка с осенним пейзажем ранней осенью.
Ход беседы.
Рассказ воспитателя:
«Ранняя осень ещё иногда дарит нам тёплые дни. Воздух чистый, прозрачный, везде летают серебристые «ниточки» паутинки. Так наступает осенняя пора «Бабье лето». Так постепенно дни становятся короче, солнышко греет всё меньше. Желтеют, краснеют и опадают листья. Всё чаще налетают прохладные, порывистые ветры. Из-за перепада температур, утром всё чаще стелятся туманы. За один день погода может измениться несколько раз. В народе говорят: «Осень - на дню погод восемь». Но от осени к лету не вернуться.»
Вопросы по картинке:
-Какое время года изображено на картинке? Почему вы так считаете?
- Что делают дети?
- Какие листья они собирают?
- Для чего они это делают?
- Опишите парк на картинке.
- Давайте подберём разные названия к этой картинке.
- Опишите природу осенью.
Воспитатель: сейчас по календарю месяц- сентябрь, а перед ним был август. Давайте вспомним, что принёс нам август (Высказывания детей)
Д/И «В чем сходство и разница у лета с ранней осенью»
Похожи: Разница:
-Тепло - Дни становятся короче
- Много фруктов - Утром и вечером холодно
- Можно отдыхать на море - Птицы готовятся к отлёту
- Бывает радуга - Исчезают насекомые
Приметы:
Летит паутина - будет долгая осень.
Много ягод на рябине - ждите сильных морозов.
Поговорка:
Весна дарит цветы, а осень плоды.
6. Беседа по картинке «Жизнь растений осенью»
Цель: обогащать представление детей о деревьях родного края. Воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы. Учить отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
Оборудование: картинка
Ход беседы.
Воспитатель: посмотрите, как красиво нарисовал художник осенние деревья: клёны и берёзки - в золотом наряде. На дубах поспели желуди, на орешниках- орехи. Рябина радует глаз своими ярко- оранжевыми ягодами. Но только после первых заморозков эта ягода становится не такой горькой.
По- осеннему красив куст шиповника и другие кусты. Воздух наполнен запахом прелых листьев и грибов.
- Какие деревья изображены на картинке?
- Какие плоды можно найти в лесу осенью?
- как вы поняли предложение: «Воздух наполнен запахом прелых листьев и грибов»?
Этюд- имитация «Лес шумит»
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как летом они видели высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Но, наступила осень. Налетел ветерок и играет с верхушками деревьев, а они качаются и листочки шепчут: «Ш-ш-ш…»