Елена Никулина
Чудеса из ткани. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Автор - составитель:
Полищук Надежда Михайловна мастер производственного обучения ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Калюк Ирина Юрьевна, заведующий отделением социальной службы ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
Никулина Елена Аркадьевна, специалист по комплексной реабилитации ГАУ КО "Юргинский психоневрологический интернат"
Пояснительная записка
Публикация «Чудеса из ткани, Проект» размещена в разделах
Опыт данной работы по организации проектной деятельности в социальном учреждении знакомит специалистов с нестандартным подходом к допрофессиональной подготовке в интернатных условиях психоневрологического профиля. Освоение профессии портной – одно из основных направлений по обучению рабочим профессиям: создание оптимальных условий по компенсации утраченных функций получателя социальных услуг (далее ПСУ, формированию ручных трудовых умений посредством максимального использования индивидуальных возможностей (развитие мышления, воображения, фантазии, памяти, активизация речи) по освоению различного специального оборудования и соблюдение правил техники безопасности с коле – режущими предметами и электроприборами (ножницы, карандаши, иглы, английские булавки, вспарыватель и пр.).
Основой стала личностно – ориентированная дидактика, опирающаяся на деятельностную модель формирования личности, развиваемая в отечественной психологической науке (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., а также профессиональной подготовки отечественных авторов Я. А. Кручкова, Н. В. Куваева, А. И. Мухлаева и др.
Мастер производственного обучения раскрывает содержание допрофессиональной подготовки посредством реабилитационной направленности, выделяя проблему развития ручной умелости (потребность к труду, как ведущей деятельности к познанию окружающего мира: перенос окружающих предметов на лоскутную ткань).
Внедрение новых технологий по допрофессиональному обучению (технология декорирования на ткани, технология накладного шитья, цветовая технология, лоскутная технология и пр.) на основе практического опыта, определение перспектив в развитии форм и методов работы (метод инициатив, наглядный, практический, исследовательский и пр.). Таким образом, практическая реализация проекта призвана обеспечить технологический процесс изготовления аппликации на ткани, основанный на рукоделии, цветовой гармонии, технологии декоративно – прикладного искусства).
Опыт мастера производственного обучения поможет коллегам целесообразно использовать различные виды деятельности: познавательная, творческая, трудовая, исследовательская, интеллектуальная, продуктивная. Определить и направить реабилитационную работу по включению получателей социальных услуг в профпространство с целью обеспечения динамики частичной компенсации утраченных функций, приобретения профумений и навыков рабочей профессии – швейное дело: самостоятельное овладение трудовой деятельностью, знание о приемах работы и предметах – помощниках ( рабочие инструменты: игла, ножницы, распарыватель, электромашина, фурнитура и пр., технологическую последовательность с данными инструментами. В данном контексте профессиональная реабилитация рассматривается как одна из основных задач в реабилитационном процессе, включая и работу творческих объединений.
Рекомендуется специалистам, мастерам производственного обучения, социальным работникам.
Опыт оформлен эстетично отличается грамотностью выполнения в соответствии с современными требованиями.
Посредством ценностных предпочтений допрофессиональной подготовки, формируется практический опыт ПСУ по составлению декоративной композиции, выполнению различных эскизов, аппликаций. Приобщаясь к технологическому процессу, получатели социальных услуг учатся эффективным способам коммуцирования, самодисциплины, трудолюбия.
Разработанный проект «Чудеса из ткани» способствует частичной социализации получателей социальных услуг, интеллектуально – познавательному развитию через активную обучающую работу, что позволяет судить о совершенствовании навыков культуры труда (выраженный интерес к обучающим занятиям, владение технологией выполнения аппликации на ткани, частичное повышение социального статуса ПСУ, их жизненного тонуса).
Реализация различных видов труда (индивидуальный, коллективный) предполагает успешную организацию реабилитационной деятельности с целью повышения эффективности профориентированной деятельности в интернатных условиях психоневрологического профиля.
Проект : развитие новых форм социальной работы «Чудеса из ткани».
Творческая область: знакомство получателей социальных услуг с обучающими технологиями допрофессионального обучения, сущностными характеристиками методом проекта, внедрение инновационных форм работы в реабилитационный процесс.
Вид проекта : социально – ориентированный проект, средней продолжительности.
Актуальность темы:
Основной задачей социальных учреждений на современном этапе является оптимизация жизнедеятельности получателей социальных услуг, частичная компенсация утраченных функций.
Цель работы – повышение эффективности допрофессиональной подготовки ПСУ в ГАУ КО ЮПНИ путем организации творческих объединений по интересам.
Профессиональная реабилитация или абилитация – это мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, разрабатываемые федеральными государственными учреждениями медико –социальной экспертизы с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и психического состояния здоровья инвалида, включающие в себя профессиональную ориентацию, обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию, что включает оптимальную работоспособность, творческую отдачу, эмоциональный тонус, что и создает фундамент для успешного жизнепроживания ПСУ.
Выбор и обоснование темы проекта.
Активная досуговая занятость стала занимать приоритетные позиции, поскольку личность с ограниченными возможностями здоровья выделяется заботой государства по развитию творческой, активной личности, способной к созидательной деятельности, в том числе, и по отношению к своему труду.
Значение культуры труда возрастает. Создание поделки, картин из ничего, то есть из остатков лоскутов – есть настоящее творение. Текстильная картина позволяет создать разнообразные орнаменты, фрагментарный рисунок, что делает работу неповторимой индивидуальностью.
Проблема. В учреждении возникла необходимость в создании предметно – развивающих условий для частичной компенсации утраченных профессиональных функций ПСУ. Реализация различных обучающих технологий побуждает привлечь ПСУ к творческим видам деятельности для частичной компенсации двигательных и психофизических способностей.
Проект предполагает объединить опыт специалистов и мастеров производственного обучения с использованием современных технологий прикладного искусства (рукоделие). Таким образом, успешность данного проекта зависит от творческого подхода к решению данной проблемы.
Данный проект включает в себя разноплановую обучающую практическую созидательную деятельность, обеспечивающая частичную компенсацию утраченных функций ПСУ:
- Работа с рисунком
- Работа с моделью
- Работа по схеме
- Работа по шаблону
- Выбор материалов
- Выбор оборудования
- Работа по сюжету
Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется реабилитационный аспект, предусматривает взгляд на получателя социальных услуг как на творческую личность в условиях сотрудничества.
Сложность заключается, прежде всего, в различных возрастных категориях, их опыте, умениях и способностях.
Основанием для разработки данного проекта явилась необходимость в деятельностном компоненте (выполнение заданий, вариативность выполнения, самостоятельность решений).
Проект опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, единства реабилитационной и профессиональной предметно – развивающей среды.
Многообразие подбора оборудования дает возможность мастеру производственного обучения и получателям социальных услуг продуктивно использовать вид рукоделия – лоскутное шитье.
Комплексная система профессиональной реабилитации интегрируется в реабилитационной работе и направлена на:
- Социальную реабилитацию
- Профессиональную реабилитацию
- Социально – средовую реабилитацию
Допрофессиональная подготовка – это попытка движения вперед по вопросам обучения ПСУ рабочим профессиям (портной). Каждый день получателей социальных услуг должен быть наполнен добрыми впечатлениями, доверительными отношениями, активными движениями.
В основу проекта положены принципы организации реабилитационного процесса:
• Принцип личностно – ориентированного диалогового общения – индивидуально – личностное формирование и развитие физического и психического здоровья человека. В процессе работы получатели социальных услуг выступают как активные партнеры.
• Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: организация рабочего места, инструменты и приспособления, материаловедение, технология выполнения ручных швейных работ, оборудование.
• Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: образцы, шаблоны, схемы, материалы ИКТ, предметная среда.
• Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы получатели социальных услуг усваивали знания постепенно, в определенной системе.
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для получателей социальных услуг, этот принцип формирует у получателей социальных услуг желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Выделены основные формы организации с получателями социальных услуг:
организация обучающих занятий творческого объединения по интересам;
объяснение мастера производственного обучения;
беседы;
проектная деятельность получателей социальных услуг;
аналитическая деятельность.
Обучать, направлять развитие и корректировать желания и интересы ПСУ, развивая его способности и склонности – именно эти принципы учтены в проекте, что позволяет говорить об адресном подходе.
Организация данной проектной деятельности предполагает для мастера производственного обучения: освоение эффективных форм работы с получателями социальных услуг по формированию культуры труда.
SWOT – анализ
Сильные стороны Слабые стороны
Организация реабилитационного процесса через разные формы деятельности (предметно – практическая, творческая, трудовая) Несформированность новообразований как необходимого запаса знаний, умений навыков о профессиональной реабилитации, правилах дальнейшего обучения
Активное участие в творческих видах деятельности, апробирование различных технологий Ограниченные возможности способностей, умений и навыков
Возможности Ограничения и риски
Участие мастеров производственного обучения в конкурсном движении. Привлечение к реабилитационному процессу общественности, СМИ Увеличение числа желающих
1. Содержание работы зависит от нескольких факторов:
- заинтересованность специалистов новыми формами работы (информационно – коммуникационные, творческие);
- взаимодействие специалистов и получателей социальных услуг.
Целью данной проектной деятельности «Чудеса из ткани» является амплификация развития ПСУ творческими формами работы (обогащение содержания реабилитационного процесса инновационными формами работы по профориентации).
Задачи проекта :
1. Скоординировать работу по организации допрофессиональной подготовки;
2. Оптимизировать систему работы за счет внедрения современных творческих технологий;
3. Разработать методику лоскутного шитья по обеспечению частичного профопределения граждан;
4. Спроектировать модель взаимосотрудничества.
5. Апробировать в реабилитационной деятельности.
Партнеры проекта :
1. Мастер производственного обучения
2. Получатели социальных услуг
3. Администрация ГАУ КО ЮПНИ
Определяемый возраст ПСУ от 18 лет и старше.
Значимость данного социального проекта определяется как правильная организация реабилитационного процесса с получателями социальных услуг в условиях их длительного проживания.
Механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап – реализационный
III этап – итоговый (аналитический)
I этап – подготовительный (поисково – исследовательский)
Цель: выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно – аналитическая деятельность:
- анализ развития профзнаний, умений, навыков у получателей социальных услуг по вопросам обучения рабочей профессии ( анкетирование: формирование информационного банка данных по профориентированию (активные участники творческого процесса, посещающие, редко посещающие);
- оценка организационных и предметно – технических условий;
- организация реабилитационной работы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
Предварительная работа включает в себя:
1. Подготовка к планированию работы по созданию предметных условий (набор материала, оборудования).
II этап – реализационный
Цель: Разработка системы работы по допрофессиональной подготовке - «Чудеса из ткани».
Планово – прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию проекта :
- Разработка системы единого обучающего пространства для эффективной организации реабилитационной работы с получателями социальных услуг;
- Разработка технологии лоскутного шитья
- разработка методических рекомендаций по использованию лоскутного шитья ( педагогический инструментарий: схемы, шаблоны, образцы);
- разработка системы мониторинга (начальные и итоговые результаты реализации проекта).
1. Знакомство получателей социальных услуг с технологией лоскутного шитья.
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия по народно – прикладному творчеству.
Организационная деятельность:
- Изучение эффективных технологий в сфере допрофессионального обучения.
- Планирование данной работы (перспективное и календарное планирование);
- Подготовка методических материалов.
Регулятивно – коррекционная деятельность:
- Организация работы по внедрению проекта;
- Организация работы по отслеживанию контрольных и конечных результатов; необходимость корректировки работы по реализации проекта.
На данном этапе получатели социальных услуг овладевают выполнением практических заданий (работа по схеме, образцу, шаблону, самостоятельное выполнение).
III этап – итоговый (аналитический)
Содержательный компонент проекта включает – овладение получателями социальных услуг доступным объемом представлений и понятий об инструментах и оборудовании швейного производства.
В свою очередь, эмоционально – побудительный компонент включает переживание личности положительного эмоционального отношения к стремлению видеть свои результаты, выполнение на механическом уровне.
Следовательно, правильная организация работы основана на вовлечении клиентов в творческий образ жизни, обеспечение и выполнение правил культуры труда.
Предметно – практическая работа с получателями социальных услуг представлена через:
Участие в продуктивной практической деятельности
Участие в конкурсном движении
Применяются разнообразные формы и методы работы с получателями социальных услуг (наглядные, практические, словесные, репродуктивные, частично – поисковые). Проект средней продолжительности, этап реализации в течение трех месяцев. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.
6. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально – техническое, методическое)
база имеется требуется
Кадровое Мастер производственного обучения Кадровый состав Передовой педагогический опыт
Материально – техническое Швейная мастерская Оснащение:
оборудование и инструменты к занятиям Размещение в СМИ
Методическое Методические материалы Миникабинет (метод. пособия, дидактический материал (раздаточный, деманстрационный) создать
Сроки реализации проекта (03.12.2018г. – 29.12.2018г.)
8. ПЛАН – ГРАФИК РАБОТЫ
№ Наименование мероприятия Дата проведения Краткое описание мероприятия
1. Тема: «Оборудование и инструменты» «Путешествие в страну чудес»
Цель: введение в творческий мир своими руками.
Задачи:
1. Показать значение рабочей профессии: швея. Ввести в санитарно – гигиенические требования и охрану труда.
2. Развивать чувство сопричастности к обучающему процессу.
3. Воспитывать желание включаться в предметно – поисковую деятельность (работа по созданию моделей декорирования).
Оборудование: плакаты с изображением шитья, образцы аппликаций.
2. Тема: «Банк идей»
«Виртуальная экскурсия по галерее»
Цель: формирование у ПСУ допрофессиональных знаний о пользе лоскутного шитья.
Задачи:
1. Показать важное значение рукоделия.
2. Формировать потребность в активном образе жизни.
3. Воспитывать у ПСУ чувство ответственности за коллективное и индивидуальное выполнение.
Оборудование: плакаты с изображением предметов рукоделия, иллюстрации в ИКТ.
3. Тема: «Все, что мы сделаем сами – называем чудесами!» «Практическая работа»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Продолжать знакомить ПСУ с правилами подбора материалов, инструментов.
2. Прививать полезные навыки ухода за готовой работой.
3. Воспитывать аккуратность при выполнении.
Оборудование: лоскуты ткани, схемы, образцы, шаблоны.
4. Тема: «Создаем по замыслу» «Я выбираю дизайн»
Цель: выполнение по образцу.
Задачи:
1. Создать творческую атмосферу. Уметь наносить детали на полотно – основу.
2. Углубить представления о материалах и инструментах.
3. Формировать положительную оценку к результату своего труда. Воспитывать положительное отношение к деятельности.
Оборудование: оборудование, инструменты, кусочки ткани, ткань – основа.
5. Тема: «Выставка творческих работ» «Праздничная игрушка» (коллективная работа)
Цель: формирование значимости культуры труда, активизация коллективного участия через групповые формы работы.
Задачи:
1. Формировать у ПСУ желание творить.
2. Развивать у ПСУ фантазию, интерес к творчеству, воображение, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру рук. Развивать сюжетное воображение.
3. Воспитывать у ПСУ начатое дело доводить до конца, желание выполнять задание сообща.
Оборудование: шаблоны, образцы поделок.
Все запланированные мероприятия направлены на формирование творческих навыков ПСУ от 18 и старше. Составляется тематический перспективный план, помогающий мастеру производственного обучения, получателям социальных услуг более гармонично сочетать занимательные формы деятельности. По результатам работы готовится презентация выполненной работы.
9. Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение частичной компенсации по формированию ручной умелости ПСУ, стабилизация их интересов, творческих проявлений, формирование позитивной деятельности на основе изучения знаний об истории возникновения аппликации из ткани простыми доступными способами (обсуждение, практическое выполнение, анализ готовых работ).
2. Формирование у получателей социальных услуг элементов культуры труда (культура общения, совместная деятельность) как средства совершенствования профессиональных социальных навыков, обеспечивающих полноту восприятия творческого процесса.
3. Результаты деятельности будут способствовать раширению кругозора ПСУ, практических умений и навыков.
У получателей социальных услуг формируются познавательные, избирательные интересы на предметы и явления действительности. Формируется система допрофессиональных знаний о народном творчестве как основе человеческого бытия. В результате, данный факт имеет большое значение для реабилитации гражданина – инвалида, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования волевых качеств личности, приводит к изменению понимания своих потребностей. Следовательно, профориентационная мотивация у получателей социальных услуг способствует повышению эффективности реабилитационной деятельности в интернатных условиях психоневрологического профиля.
10. Оценка результатов:
Оценка качества овладения умениями и навыками мастера производственного обучения будут оцениваться при помощи доли участия в просветительской деятельности.
Оценка качества деятельности будет оцениваться администрацией социального учреждения, заведующим отделением социальной службы И. Ю. Калюк при непосредственном изучении материалов проекта. Уровень взаимоотношений мастера производственного обучения с получателями социальных услуг будет оцениваться – через творческие итоговые работы.
Разработанная методика практического развивающего обучения «Творчество своими руками» – легла в основу комплексно – тематического подхода.
Получатели социальных услуг получают возможность познать, как предмет творчества отражается в их собственной жизни через участие в объединении по интересам. Такие мероприятия позволяют не только дать получателю социальных услуг знания, но и обобщают их профессиональный опыт положительными творческими занятиями как способу частичной компенсации утраченных функций по ручной умелости.
11. Дальнейшее развитие проекта
Социальное проектирование, уже ставшее востребованным в нашем учреждении, как открытая форма реабилитационной модели способствует воздействию всех механизмов, направленных на творческое развитие личности, как субъекта к действию. Является наиболее эффективным способом развития социальной компетенции, активизации процесса планирования. Поэтому так важен опыт участия получателей социальных услуг в разноплановой деятельности (творческой, продуктивной, исследовательской).
Обязательное получение продукта (рисунок, объемная аппликация, плоскостная аппликация, соответствующий каждому направлению деятельности – это и есть открытый выход на знания, опыт.
Для мастера производственного обучения переход на новый уровень отношений, практических умений, способности к моделированию станет единой системой блочно – тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность приобщения получателей социальных услуг к культуре труда как основному фактору эмоционального благополучия ПСУ.
Следовательно, творчество получателя социальных услуг в социально – реабилитационном процессе доказывает единую реабилитационную направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе адресного подхода с учетом показателей здоровья, личных интересов, мотивационных решений.
12. Материально – техническое обеспечение проекта
№ Наименование Количество Цена Общая сумма (руб)
1. Ткань хлопчатобумажная 3м 300 900
2. Ткань полушерстяная 1м 450 450
3. Фурнитура 5наборов 150 750
4. Тесьма 10м 80 800
5. Карандаши простые 10шт. 3 30
6. Бумага «Снегурочка» 1п. 400 400
7. Набор игл для швейных машин 5наборов 100 500
8. Набор игл для ручных швейных работ 5наборов 30 150
9. Сантиметровая лента 1шт. 40 40
10. Ножницы 5шт. 75 375
11. Линейка 3шт. 30 90
12. Линейка – трафарет 1шт. 40 40
13. Синтепон 3м 250 750
14. Клеевая ткань 1,5м 200 300
Всего: 5575
Список литературы
1. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // В. С. Близнецова. – 2009. № 9. С. 33 – 40.
2. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] : Управление ДОУ. Научно – практический журнал // О. В. Виноградова. – 2009. № 1. С. 63 – 65.
3. Школа дошкольных наук [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // М. С. Волкова. – 2010. № 9. С. 6 – 9.
4. Интернетресурсы:
www.dosvozrast.ru
-Использование проектного метода в организации работы детского сада. https://rusedu.ru //.
-Проект государственного стандарта дошкольного образования// https://standart.edu.ru/.
-https://studwood.ru/568459/sotsiologiya/obuchenie_invalidov
-https://moluch.ru/archive/158/44673/
https://aupam.ru/pages/obrazovanie/referat_na_temu_socialjnaya_rabota_s_invalidami/oglavlenie.html
-https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-stanovlenie-v-protsesse-sotsializatsii-molodogo-invalida
-https://www.dslib.net/soc-struktura/socialnye-aspekty-professionalnoj-reabilitacii-invalidov.html