Лидия Волкова
Консультация «Чтобы ребенок заговорил, с ним нужно разговаривать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем бы вы ни занимались с ребенком, постоянно разговаривайте с ним, включайте его в разговор. Используйте каждую его попытку поговорить с вами, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения: «Это мама, а это папа», «Я девочка/мальчик», «Я люблю маму».
Старайтесь расширить круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме, рассказывайте о явлениях природы. В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?».
Публикация «Консультация „Чтобы ребенок заговорил, с ним нужно разговаривать!“» размещена в разделах
Занятия с использованием картинок.
• Очень полезны для развития речи ребенка занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, попросите ребенка произнести нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка. Покажи чашку». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребенка отыскать его на картинке. Если ребенок вообще не говорит, такое упражнение разовьет у него способность понимать чужую речь, а это очень важно. Ведь речь всегда начинается с понимания.
• Ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки, например «мальчик читает книгу», «мальчик моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите ребенку, задавая наводящие вопросы. Вопросы к картинкам должны быть короткими и ясными.
• Следующий этап развития речи — занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребенку две, три или четыре картинки и попросите разложить их в соответствии с развертыванием сюжета, а потом составить рассказ.
Например, «Нашли ежа».
Мальчики пришли в лес. Под кустом нашли ежа.
Дети положили ежа в шапку и понесли домой.
Дома мальчики напоили ежа молоком.
Сначала подобное задание, возможно, ребенку будет выполнить сложно. Поэтому нужно несколько раз разложить перед ним картинки в определенной последовательности. Напомните ребенку еще и еще раз название рассказа. Затем помогите ребенку составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки.
От слов – к связанной речи.
• Самая серьезная задача – это научить ребенка связанно говорить, рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь ребенка будет становиться все более связанной.
• Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают ребенка к высказываниям, ослабляя интерес к окружающему. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо. Например, у ребенка может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причем объяснить не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребенка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.
Инициативная речь.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте неслышащие и слабослышащие дети переходят к употреблению спонтанной инициативной речи. Это самостоятельная, осмысленная речь, связанная с ситуацией.
Инициативная речь при правильном воспитании и обучении появляется у ребёнка в 6-8 лет, переходя из отражённой (повторение речи взрослого). Как помочь малышу совершить этот переход?
1. Задавайте ребёнку вопросы и побуждайте отвечать на них. Сна-
чала давайте образец ответа устно или письменно, в зависимости
от навыков ребёнка. Потом ребёнок будет отвечать, выучив ответ
наизусть. Не давайте ребёнку сразу много вопросов. Переходите к
следующим, когда ребёнок уже усвоил предыдущий.
Где ты живёшь?
Что ты делаешь?
Что делает мама, папа и т. д.?
Что ты видишь, видел?
Что ты ешь, ел? и т. д.
2. Побуждайте ребёнка задавать вопросы. При этом демонстрируй-
те правильные образцы ответов. Вопросы надо всегда иметь под
рукой на табличках, или в записной книжке, чтобы ребёнок мог
всегда подглядеть и выбрать нужный вопрос, если он забыл.
3. Побуждайте рассказывать по картинкам. Сначала ребёнку
предложите образец текста. Потом он запоминает фразы
наизусть, применяя их к картинкам. Поощряйте применения
известной фразы к другим картинкам.
Зелёная трава.
Зелёная ветка.
Зелёный мяч. и т. д.
При рассказывании следует обязательно показывать на
картинке мяч, ветку или траву, о которой ребёнок рассказывает.
Если малыш затрудняется, покажите картинку, произнесите
фразу, пусть тот повторит. Вопросы при этом задавать не надо.
4. Учите пересказывать прочитанное.
5. На прогулке или дома побуждайте рассказывать связи с
ситуацией. Имейте блокнот и ручку для записи фраз, чтобы
помочь ребёнку подобрать слова. Если хотите услышать от
ребёнка рассказ, не задавайте вопросов, а помогайте готовыми
повествовательными фразами.