Марина Шевелева
Что такое энергия?
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: В доступной игровой форме знакомить детей с видами энергии и элементарными частицами, с работой энергетических предприятий города Балаково (ГЭС и АЭС). Воспитывать чувства уважения и признательности к подвигу участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и любви к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, набор слайдов, ПК, записи музыкальных произведений.
Участвуют: Ведущий 1, ведущий 2 (Магистр) – взрослые.
Дети в костюмах: крестьянина, Быка, атомов белых и черных; электрончиков.
Публикация «Что такое энергия?» размещена в разделах
Почетные гости: Шестаков Павел Владимирович – председатель балаковского общества «Союз – Чернобыль»;
Что нужно: шнуры 2-3 метра, картинки 50/ 70 см с изображением бытовых приборов: холодильник, телевизор, стирал. машина, утюг. Лампа настольная, «плуг», костюмы.
На сцене дети держат в руках изображения «электростанции» и бытовых приборов, которые шнуром соединены между собой.
Слайд-заставка 1
Ведущий (Магистр) : Здравствуйте! Я- магистр науки. Я прочитал за свою жизнь много умных книг. И сегодня я открою одну из них для вас, и мы отправимся по ее страницам в необычное путешествие в страну Энергия.
(Звучит волшебная музыка).
Вед. Магистр: Когда сегодня вы, ребята, включаете в комнате свет, заглядываете в холодильник, смотрите мультики по телевизору, знайте - все эти предметы заставляет работать электрический ток: такие невидимые частицы, электроны, которые вырабатывает электростанция.
(дети- «электрончики», бегут от «электростанции» к бытовым приборам друг за другом, держась за шнурок, на фоне веселой музыки.)
Вед. Магистр: Но так было не всегда. Многие века человек для тяжелых работ использовал силу животных - живую энергию.
(мальчик-«крестьянин» имитирует пахоту, а другой ребенок изображает запряженного в плуг «быка»)
Потом человек научился использовать энергию воды и ветра, заставляющих двигаться мельницу. (слайд)
На земле существуют также вещества, как нефть и уголь, которые при сжигании выделяют тепловую энергию. (слайд)
Но время шло вперед. Люди изобретали все больше машин, которым нужно все больше энергии. И ученые придумали заставить работать для этого не маленькие речушки, а широкие и большие реки. И вот вырабатывать энергетический ток стали гидроэлектростанции (ГЭС). В нашем городе, стоящем на реке Волга тоже есть ГЭС : Саратовская ГЭС имени Ленинского комсомола. (слайд)
Однажды людям стало жаль перегораживать реки, мешая проплывать по ним кораблям и рыбам, жаль затапливать прибрежные луга и села. И ученые придумали, каким еще способом можно получить большое количество энергии. Они нашли такие частицы - атомы. Они невидимы, как и электроны. Их можно разглядеть только в очень большой современный микроскоп. Если атомы разогнать, чтобы они очень-очень быстро забегали, то они становятся горячими.
(дети в белых костюмах «атомов» бегают в произвольном направлении, под веселую музыку).
- Вспомните, ребята, когда мы быстро бегаем - нам становится жарко. Атомы, вам жарко или холодно?
Дети-атомы отвечают: Жарко!
Магистр: Вот ученые взяли и собрали атомы вместе в один котел – атомный реактор, чтобы использовать весь жар атомов для выработки электрического тока.
(Дети-атомы ставят стульчики по кругу, как-бы образуя реактор). Так появились атомные электростанции. В нашем городе есть Балаковская атомная станция. (слайд, смена ведущих).
Ведущая 1: Но случается так, что перегорает лампочка, ломается и телевизор и стиральная машина. Бывает так же, что ломается и электростанция. И тогда происходит авария. Авария, ребята, это хорошо или плохо? (ответы).
И вот такая страшная авария случилась 25 лет назад в городе Припять, на Чернобыльской АЭС. Как же это произошло?
Среди атомов, как и среди людей, есть послушные, а есть непослушные.
(выходят несколько детей в черных костюмах «атомы» шепчутся, потом говорят по очереди) :
Атомы: 1. Не хотим больше бегать в реакторе!
2. Хотим выйти на свободу!
3. Хотим захватить весь мир!
4. Не будет на земле людей и цветов, а будем только мы – радиоактивные атомы!
Ведущая: Эти непослушные атомы стали прикасаться к послушным.
(Дети-атомы в черном быстро надевают черные шапочки «белым», т. о. все атомы становятся черными).
Ведущая: И непослушных атомов стало так много в реакторе, что случилась авария, произошел взрыв! (Слайд- взрыв, музыка).
Выходит группа детей в строгих костюмах.
1ребё нок: Возник пожар. Черно – огненный шар взвился над крышей четвертого блока. На тушение по тревоге поднялись бойцы пожарной части города Припять. Ими командовали лейтенанты Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик. (слайд)
2 Ребенок: Загорелось покрытие машинного зала, сапоги пожарных утопали в кипящем битуме, от едкого дыма копоти и гари было трудно дышать, но смельчаки всё же стали на пути огненной стихии
3 Ребенок: Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик погибли, выполняя свой долг. Посмертно им присвоено звание Героя Советского Союза
4 Ребенок: Награжден Золотой Звездой Героя и тот, кто вел их тогда в атаку на реактор – майор Виктор Петрович Телятников. (слайды – фотографии ликвидаторов, икона в память о трагедии; музыки). В числе бойцов-ликвидаторов аварии были и балаковцы. (слайд – памятная стэлла в Балаково)
Ведущий: (на фоне музыки). Эти люди открыли героическую страницу массового народного подвига, творимого ежедневно, ежечасно на рабочей площадке ЧАЭС в Припяти.
Дети читают на фоне музыки и слайдов.
1й: В тот год почернели деревья
И лес не оделся листвой
Пустые дома и деревья
Пугали своей тишиной.
2й. И только чернобыльский ветер
Как коршун кружил над землей
Бросая губительный пепел
На луг, не покрытый травой.
3й Вы молча надели шинели
И забывая про страх
На черный реактор надели
Бетонно – стальной саркофаг
4й: Да, пули вокруг не свистели
Но страшен невидимый враг
Иные до срока седели
Другим не вернуться назад.
5й. О тех, чей дозиметр зашкалил,
Расскажут, наверно, сыны
История всех их поставит
В шеренгу героев войны.
6й. В войне неизвестной, суровой
Редел ликвидаторов строй
Они умирали, чтоб снова
Деревья шумели листвой.
(Все дети выстраиваются на финальную часть, слайд-заставка)
Ведущая1: Да, атом обладает удивительной, колоссальной силой. Он может быть убийцей, но может и должен стать работником. Мы за то, чтобы атом не разрушал, а создавал: зажигал свет (слайд, давал силу могучим кораблям (слайд, помогал ученым. (слайд)
В нашу Балаковскую АЭС ученые вложили все лучшее для защиты от аварии. (слайд с БАЭС) (музыка)
Наша атомная станция уже 26 лет дает мирную энергию всей нашей большой родине – России. Но время движется вперёд. И ученые сегодня думают о том, какие же еще виды энергии использовать, чтобы человечеству вырваться в неизведанные просторы Вселенной. (слайд)
Магистр: А мы на этом заканчиваем наше путешествие в страну Энергия.
И давайте будем беречь нашу природу, нашу Землю.
Все участники хором: Потому, что она такая - одна! (Слайд планеты Земля).
Дети исполняют песню: «Мы хотим, чтоб птицы пели»