Елена Сисина
Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.
Возрастная группа: 7-й год жизни (подготовительная группа).
Форма НОД: занятие
Форма организации (групповая)
Задачи:
1. познакомить детей с понятием «свет», свойствами свет
2. развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
3. расширять словарь детей.
4. Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
5. Воспитывать самостоятельность, активность.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Свет-лучистая энергия“» размещена в разделах
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Активизация словаря:
проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.
Оборудование:
Фонарики, прожектор, экран, СД-диски, прозрачные бутылки с водой, картон, ножницы деревянные полочки, экран теневого театра, коробка с отверстием, конус. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.
Ход занятия:
Видим коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.
Смотрят дети, ничего не видят.
- Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно) .
Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.)
А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик.
В коробке картинка:
- Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)
Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
- Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна) .
А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах) .
- Правильно, значит : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Игра «Свет бывает разный»
— Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.
-Ребята как вы думаете, что на свете всех быстрее? (машина, самолет, ракета) .Всех быстрее свет. Он имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Есть такое выражение «Движется со скоростью света».
- Я приглашаю вас отправиться в путешествие, где мы познакомимся с маленькими Светиками. Давайте возьмем собой фонарики. Вспомните правила пользования фонариком. Дети: - включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться
В. -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают. В путь мои друзья (вдруг гаснет свет, звучит музыка)
Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонариков?
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх) (света становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово – рассеивается.
(загорается свет)
Когда светло фонарики можно выключить Садитесь на удобное для вас место. Я расскажу вам одну историю.
Когда мама потушила свет, малышу в комнате стало темно и неуютно! Он попросил маму дать ему фонарик и включил его. Фонарик ярко вспыхнул в темноте белым светом. Так, что даже глазам стало больно!
- Ой, не хочу, не хочу, — захныкал малыш, закрывая фонарик рукой.
В тот же миг его пальцы стали красными и полупрозрачными. Свет проходил сквозь них!
Правда он уже не был таким ярким и цвет поменял.
Мальчик отдернул руку и посмотрел внимательно на свои пальцы. Да нет, все в порядке, пальцы как пальцы. Ничего сквозь них не видно. А положил руку снова на фонарик, и опять тот же красный свет. Да откуда он берется-то?
- А ты посмотри внимательнее на фонарик, — видя недоумение сына, сказала подошедшая мама.
Малыш всмотрелся в красный свет от пальцев внимательнее, но ничего не увидел.
- Разве ты не видишь маленьких светящихся человечков? Летят от фонаря, от солнца и лампочек — от всего, что светит. Их и зовут Светики. Они такие маленькие и воздушные. А еще они волшебные! Могут сквозь пальцы проходить, сквозь бумагу, стекло… Ну, сквозь стены не могут, конечно. Слишком стена толстая.
- А почему свет другой стал? — спросил малыш, все еще вглядываясь в свои пальцы, — был белый, а стал красный.
Понимаешь, вначале свет белый, потому что там много разноцветных Светиков, кто крупнее, кто меньше. Красные, желтые, зеленые, голубые… Все вместе они смотрятся, как белая толпа. Так вот, маленькие Светики сквозь пальцы не проходят. Этих малышей в такой тяжелый поход большие красные не пускают, а идут сами, одни. Вот мы их только на выходе и видим.
- А я не вижу! — расстроился малыш.
- Я тоже не вижу, сынок. Но я знаю, что они там есть…
- А как я могу увидеть всех Светиков вместе?- спросил мальчик у мамы.
-Такое явление называется радуга.
А вы ребята хотите увидеть радугу?
(показ слайдов "Радуга"
1 слайд: Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.
2 слайд:Радуга так же возникает и в отражённых лучах Солнца от водной поверхности морских заливов, озёр, водопадов или больших рек
3 слайд: Иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги
4 слайд: Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Цвет в перевё рнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.
5 слайд: Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды.
6 слайд: Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя.
7 слайд: Огненная радуга - это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака.
8 слайд: Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда.
9 слайд: Радугу можно наблюдать и в солнечный ясный день возле водопадов, фонтанов, в саду при поливе цветов из шланга, зажав отверстие шланга пальцами, создавая водяную дымку и направляя шланг в сторону Солнца)
-Давайте сами сделаем радугу.
Подходят к столу, на котором лежат диски. (игра с СД-дисками)
Зеркальная поверхность диска изготовлена из пластика, на которой расположены многочисленные бороздки. Луч света преломляется и возвращается обратно. Разноцветные Светики разлетаются в разные стороны от красного до фиолетового. Поэтому, когда свет попадает на диск, образуется радуга.
-Люди подружились с разноцветными Светиками и пригласили их в свои дома. А у вас дома есть они. (Украшаем елку, подсветка у будильника и т. д) А у одного человека Светики поселились в фонтане. Давайте мы тоже пригласим их в наш фонтан. (Дети светят фонариком на прозрачные бутылки из которых тонкой струей вытекает вода) У нас получился световой фонтан.
(игры с водой и фонариком)
-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Кто знает, как называется эта фигура? Это конус. Если мы посмотрим на тень от его сторон,то увидим треугольник. А если повернем основанием,то увидим тень круглой формы. Почему образуется тень? (Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо, предмет мешает свету и не дает дойти ему до стены.) . Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки.
(игры с тенью. (дети показывают различные фигуры))
-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали театр. Как вы думаете как он называется? (теневой) Мы с вами с ним уже знакомы. Каким цветом фигурки? (черным) Почему?
А мы сможем сами сделать теневой театр? На столе лежат разные трафареты. Нужно обвести нужный трафарет на черный картон, затем его вырезать и приклеить к нему палочку.
Самостоятельная деятельность детей (мастерят, придумывают сюжет)
• ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ?
• УЗНАЛИ ЛИ ВЫ ЧТО-НИБУДЬ, ЧЕГО НЕ ЗНАЛИ РАНЬШЕ?
• УЗНАЛИ ЛИ ВЫ ЧТО-НИБУДЬ,ЧТО ВАС УДИВИЛО?
• ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?