Татьяна Мурашева
Что такое творчество и зачем его развивать
▼ Скачать + Заказать документы
К творческим способностям, которые есть у всех, просто развиты в разной мере, относят фантазию, образное мышление и воображение, любопытство, интуицию и восприятие.
Когда мы говорим о творчестве, то понимаем процесс создания чего-то уникального и необычного. Интересно, что творческие способности в какой-то мере зависят от особенностей личности и наследственности, но не являются врожденными. Проще говоря, любой талант или творческий навык можно развивать, если вовремя его обнаружить и создать необходимые условия. По мнению психологов, уделяя внимание творческому развитию ребенка, родители делают ценный вклад в его будущее. И вот, почему:
Темочки:
Творческая деятельность полезна для психики. Наверняка, вы слышали о пользе арт-терапии, которая помогает избавляться от стресса, снижать уровень агрессии и отвлекаться от негативных эмоций.
Творчество помогает в учебе. Занимаясь творчеством, дети учатся находить эффективные решения сложных задач, раскрывая свой творческий потенциал, переключается и разгружает мозг, а еще развивает эмпатию. Все эти навыки пригодятся в школе.
Через творчество дети выражают себя. В танце, живописи или музыке ребенок рассказывает миру свою историю. Благодаря развитию творческих способностей проявляется его креативность и приобретаются навыки мыслить нестандартно.
Развитие творческих способностей важно начинать с раннего детства. Они не менее важны, чем интеллект, память и логика. Творческое и логическое мышление дополняют друг друга, формируя гармонично развитую личность.
Возраст и развитие творческих способностей
Каждый возрастной период отличается определенными особенностями в развитии творческих способностей. Давайте разбираться.
Как дети проявляются свое творческое начало в разном возрасте:
Один-два года. В этом возрасте дети интересуются музыкой и художественным творчеством. Малыши с удовольствием двигаются под музыку и с легкостью улавливают темп. Они учатся рисовать карандашами, пробуют разные техники и много экспериментируют.
Три-четыре года. У детей отмечают пик творческой активности. В рисунках уже можно уловить понятные контуры и даже целые сюжеты. Дети уже могут проявлять инициативу, сами что-то придумывать и давать волю своим идеям и творческим способностям.
Пять-шесть лет. Занятия для детей уже можно дополнять разными видами творчества. Дети уже справляются с задачами самостоятельно, спокойнее переносят неудачи и кропотливо добиваются результата.
Семь-восемь лет. Самое время для серьезной творческой деятельности — живопись, театр, музыка. Не стоит ограничивать ребенка — пусть попробует разные сферы, чтобы понять, что именно его привлекает больше всего. Не исключено, что лидировать будет одна из сфер, к которой есть природные задатки.
Какой вид творчества выбрать?
Заниматься формированием творческих способностей детей нужно как можно раньше. Младший дошкольный возраст — самое подходящее для этого время. Посмотрим, какие виды творчества могут понравиться вашему ребенку:
Музыка. С раннего детства включайте детям музыку, слушайте вместе и делитесь ощущениями. В процессе ребенок научится не только слушать, но и слышать музыку, подключать свое воображение и видеть целые истории. С малышами можно слушать не только детские песенки, но и классику. Постепенно учить двигаться под музыку. Пробуйте разные форматы, например, музыкальные сказки или аудиозаписи.
Живопись. С самого юного возраста малышам можно давать мелки, карандаши, краски. Уже к трем годам рисование приобретает осмысленные черты и ребенок стремится нарисовать то, что его окружает.
Необычное рисование. Попробуйте рисовать с ребенком парафиновыми свечами, расческами, ватными палочками, зубными щетками. Такая необычная деятельность помогает избавиться от детских страхов, а также повысить уверенность в себе и своих способностях.
Литература. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное, чтобы развить фантазию, речь и воображение ребенка. Подбирайте книжки по возрасту, знакомьте детей с разными жанрами. Попробуйте разыгрывать сценки из книг по ролям, сочиняйте вместе маленькие стишки или песенки.
Лепка. Этот вид творчества помогает детям улучшать память, образное мышление, мелкую моторику, а еще формировать чувство прекрасного. Лепка связана с игрой, которая для дошкольников является ведущей деятельностью. Для лепки можно использовать разные материалы, которые отличаются по фактуре. Хорошо подходит глина, пластилин, можно лепить из теста и бумажной массы.
Аппликация. Это занятие необычно техникой исполнения. Если в рисунке все четко и понятно, то в аппликации формы могут быть обобщенными и без деталей. Занятие аппликацией развивает у детей чувство симметрии, ритма и цвета, а также формирует художественный вкус.
10 советов по развитию творческих способностей у ребенка
Простые вещи помогают в развитии творческих способностей ребенка.
Поощряйте творчество детей. Позволяйте играть с разными предметами, исследовать разные текстуры, материалы, размеры, звуки.
Создайте творческий уголок. Выделите место в доме, где дети будут заниматься творчеством. Разместите там коробки с карандашами, красками, бусинами, пластилином и другими материалами. Если места в квартире мало, выделите одну полку или ящик.
Смиритесь с творческим беспорядком. Для ребенка игра — это важный этап развития. Не стоит контролировать детей на каждом шагу, так как удовольствие от игры пропадет, как и желание экспериментировать.
Дайте свободу в творчестве. Не одергивайте ребенка, если он рисует или лепит «неправильно». Этотворческий процесс и здесь «неправильно» не бывает. Дети знакомятся с материалами и текстурами, пробуют разные приемы, которые придумывают сами. Это и есть творчество. Дайте ребенку возможность проявить себя, не заставляя сомневаться в своих способностях.
Чаще выбирайтесь на природу — это идеальное место для высвобождения и развития творческой энергии. Можно строить шалаш из веток, собирать листья и каштаны, слушать пение птиц, наблюдать за насекомыми.
Обсуждайте с ребенком его творчество. Когда малыш приносит рисунок, важно его похвалить, но не только. Спросите, что он нарисовал, какие краски использовал, что делает каждый из персонажей на картинке. Пусть ребенок расскажет историю — так вы вовлечете его в творческий процесс.
Читайте вместе с детьми. Своим примером вы покажете, что читать — это весело и увлекательно, а еще поможете в развитии фантазии, эмпатии, умении размышлять и делать выводы.
Дайте право на ошибку. Делая ошибки, ребенок развивается. Сразу не получится идеально — объясните это ребенку, если результат его не устроил. Расскажите, что у вас тоже бывают промахи, и в этом нет ничего страшного.
Главное — процесс, результат — потом. Если зациклиться на результате, ребенок может потерять интерес к любимому делу. Не обязательно быть первым танцором или лучшим художником, чтобы быть счастливым. Учите детей получать удовольствие от процесса, хвалите за каждый новый навык и даже небольшое достижение.
Подведем итоги. Каждый ребенок талантлив и способен к творчеству. Задача родителей — помочь ему развиваться, создав необходимые для этого условия. Многое можно сделать своими силами, но отказываться от помощи профессионалов в детском развитии не стоит.