МААМ-картинки

Эффективное обучение ТРИЗ детей раннего возраста

Светлана Ивановна Рябцева
Эффективное обучение ТРИЗ детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое ТРИЗ.

По мнению ученых, занимающихся данной проблемой (М. Н. Шустерман, Г. С. Альтшуллер, Д. Арнольд, У. Гордон, А. Осбори, В. Цвикки и другие, необходимо начинать знакомство с ТРИЗ в более раннем возрасте. Опыт работы ТРИЗовцев Ульяновска, Норильска, Ангарска, Кишинева и других городов со школьниками начальных классов и дошкольниками подтвердил первоначальное предположение о более эффективном обучении ТРИЗ детей раннего возраста.

Что такое ТРИЗ?

Публикация «Эффективное обучение ТРИЗ детей раннего возраста» размещена в разделах

«В 1945 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества, новая технология получила название ТРИЗ. Основная ее идея: технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества «пустых» проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций. Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития технических систем».2

ТРИЗ имеет огромный запас инструментариев, но наиболее приемлемыми и адаптированными для детей дошкольного возраста являются следующие методы и приемы:

- «мозговой штурм»;

- морфологический анализ;

- «метод каталога»;

- «фокальных объектов»;

- синектика;

- ММЧ (моделирование маленькими человечками);

- «системный оператор»;

- игры на противоречия;

- приемы типового фантазирования.

Метод «мозгового штурма» - метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска решения творческих задач и противоречивых проблем, активизирующий ассоциативные способности человека. Он был создан английским астрофизиком А. Осбори в 1939 году. Известен ряд модификаций «мозгового штурма» : групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и так далее. Суть этого метода в том, что в ходе непринужденной беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того, поощряются самые неожиданные, необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений. Метод проств освоении, доступен большинству специалистов.

В детском дошкольном учреждении «мозговой штурм» может быть использован как групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбирать оригинальные решения задачи. Проведение любых занятий в детском саду, начиная со второй младшей группы, должно быть в форме обсуждений. Педагог ставит вопрос, выслушивает варианты ответов, а затем подводит итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации.

Начиная с трех с половиной лет необходимо организовывать специальное занятие как обсуждение вариантов решения какой-либо задачи.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий методом «мозгового штурма» с дошкольниками:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности детей при подборе тем для обсуждения:

- для детей 3-4х лет они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения;

- для детей 4-5ти лет - проблемная ситуация с обостренным противоречием, например:

С собачкой надо гулять зимой, но нельзя так как очень короткая шерсть.

Что делать?

Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза; сам не ест и мышам не дает.

Как мышкам достать сыр?;

- для детей 5ти- 7ми лет в темах можно предпологать элементы фантазии; проблемы формируются самими детьми; обсуждение может быть разноплановым, в зависимости от инициативы детей;

( Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из

сказки.)

2. Перед занятием должен быть произведен набор информационного

Фонда по теме:

- чтение специальной литературы педагогом;

- анализ различных точек зрения на имеющуюся проблему и способы их решения;

- «перевод» научной терминологии на язык детей дошкольников;

- специально организованные педагогом и родителями микробеседы

сообщающего плана для набора ребенком информации по теме;

- планирование всего учебно-воспитательного процесса как пополнение информационного фонда (просмотр иллюстраций в книгах, экскурсии, чтение детской литературы, наблюдения, организация и проведение опытов и так далее);

- предварительное обсуждение темы (без фиксации проблемы для уточнения знаний).

3. В течение всего дошкольного возраста вырабатывается умение

слушать друг друга, культура спора на основе какого-либо

содержания.

4. Педагог, ведущий «мозговой штурм» должен эмоционально

показывать заинтересованность в решении поставленной проблемы

желание думать и придумывать выходы из ситуаций; самому

педагогу надо иметь варианты оригинальных решений проблемы.

5. Особое значение при использовании метода «мозговой штурм»

имеет педагогическая импровизация».3

В результате использования данного метода, у ребенка появляется устойчивое желание обсудить какую-либо идею с другими. Фиксируются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе… А как сделать, чтобы…

Как вы думаете…». При этом ребенок выслушивает варианты ответов, принимает участие в обсуждении.

Сам ребенок может дать веер решений задачи, выбирает оригинальные идеи, доказывает варианты выбора.

При сочинении истории или сказки с помощью группового обсуждения, принимает варианты, предложенные товарищем, развивает из них свою сюжетную линию.

Морфологический анализ – метод, созданный швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30х годах. Автор применял данный подход к решению астрофизических проблем. Этот метод позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число. Метод включает в себя следующие шаги:

- выбор объекта;

- составление списка основных характеристик;

- перечисление возможных исполнений этих характеристик;

- выбор наиболее интересных сочетаний возможных исполнителей всех частей объекта.

Анализ ведется посредством многомерной таблицы, в которой выбранные характеристики или части объекта играют роль осей.

В работе с дошкольниками морфологический анализ осуществляется по морфотаблице. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное число вариантов взаимодействий объектов с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления (качество комбинаторики). Ребенком усваивается принцип вариативности в рамках заданной темы.

Система игр и занятий по морфологическому анализу в период пребывания ребенка в детском саду:

1. Введение в работу с детьми до 3х летнего возраста «волшебной дорожки» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя – тремя горизонтальными показателями (цвет, размер); функция: изменение объекта по какому-либо параметру.

2. С детьми 3-4х лет дается два – три вертикальных показателя и четыре – пять горизонтальных; функция: изменение объекта при взаимодействии по цвету, форме, размеру, добавление какой-либо новой части; придумывание сказки (всей группой детей) с героями, обозначенными на осях морфотаблицы.

3. На горизонтали морфотаблицы, у детей средней группы «поселяются» части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, материалы, типовые приемы фантазирования «волшебники»; по вертикали – 3- 4 героя из рукотворного мира или природного мира; функция: обсуждение вариантов взаимодействий горизонтально – вертикальных показателей; установление причинно – следственных связей.

4. В старших группах игры с помощью морфотаблицы организуются

самими детьми. И по вертикали, и по горизонтали ребенок сам может

выложить какие-либо показатели. Функция взаимодействия, как правило, сводится к сочинению истории или сказки».4

Систематическая работа по морфотаблице развивает у ребенка аналитико-синтетические способности. Позволяет научить некоторым приемам обработки имеющейся информации и добывание новой.

Метод каталога – разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1926 году для усиления процесса возникновения и развития ассоциаций. Для этого используется любой текст, наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям. В детском саду с помощью данного метода можно построить сюжет истории или сказки. При работе по этому методу у ребенка появляется умение связать в единую цепочку наугад выбранные слова и с достаточной степенью достоверности объясняет это соединение, постепенно получая продукт в виде сказки или истории.

К концу дошкольного возраста дети по собственной инициативе сочиняют историю с помощью какой-либо книги. Ребята назначают читающего ребенка ведущим; сами задают вопросы и «ответы» вписывают в единую сюжетную линию.

Метод фокальных объектов является вариантом метода каталога, усовершенствование которого произвел американский психолог Ч. Вайтинг в 1953 году. Суть метода состоит в том, что преобразуемую систему держат, как бы, в фокусе внимания (отсюда название) и переносят на него свойства других, не имеющих к ней никакого отношения, объектов. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций.

В работе с дошкольниками метод фокальных объектов выглядит как игры с наугад выбранными двумя – тремя объектами, у которых выделяются специфические признаки (свойство, функции и так далее). Затем они поодиночке переносятся на рассматриваемый объект, находящийся, как бы, в фокусе внимания.

Веер неожиданных признаков объекта, объяснение их значений позволяет решить проблему создания объекта с фантастическими параметрами, обогащает словарный запас ребенка словами, обозначающими признаки предметов. Ребенок получает необычное свойство выбранного объекта, рассказывает в каких случаях и почему это бывает, дает варианты объяснений; может придумать истории в которых объясняются либо приобретенные объектом нетипичные свойства, либо практическая значимость фантастического объекта.

Метод Синектики разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Синектика основана на «мозговом штурме» при использовании приемов различных видов аналогий. Цель метода: представление незнакомого – знакомым, а привычного– чуждым. В основании такой работы лежит 4 типа операций:

1 тип: личное уподобление (эмпатия, которое отождествляет с кем-либо или чем-либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту.

2 тип: прямая аналогия – поиск сходных процессов в других областях знаний.

3 тип: символическая аналогия – использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение для характеристик объектов, либо процессов, происходящих в них.

4 тип: фантастическая аналогия – представление объекта, либо процесса и решение проблем с ними связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы.

При работе с дошкольниками педагог таким образом может менять точки зрения на обычные объекты посредством последовательного (4 типа операций) изменения условий.

Систематическая работа по использованию метода Синектики поможет ребенку представить себя в качестве кого-либо или чего-либо, рассказать о своем состоянии с точки зрения выбранного объекта. Ребенок может наделить объект фантастическими свойствами, провести прямую аналогию по отношению к нему. Используя поэтические образы, сравнения, метафоры ребенок может дать характеристику объекту, составить про него загадку.

Моделирование маленькими человечками (ММЧ). Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших умственных способностей, формирующихся в дошкольном детстве. Уровень ее развития в значительной степени определяет общий уровень умственного развития ребенка, его творческих возможностей.

В 1987 году члены кружка РТВ Станции юных техников города Норильска и преподаватели ТРИЗ Е. Н. Верснев, С. В. Иванов, Д. М. Чистяков, Л. Г. Шуб, М. Н. Шустерман на базе известного в ТРИЗ метода ММЧ предложили первое описание принципиально новой игры для развития творческого воображения – «Маленькие человечки».

Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия меду ними.

Сущность метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества… разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то действие.

Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, одних человечков можно легко отделить от других (отлить воды из стакана).

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, а от этого они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

С помощью игры нетрудно ответить на вопрос, почему камень твердый, показать переход от одного агрегатного состояния в другое. Например: почему лед зимой не тает? Потому что маленьким человечкам холодно и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

На первом этапе игры нужно научить ребенка моделировать вещество и описывать его. Постепенно задания усложняются.

Игры с «маленькими человечками» помогают формированию диалектического представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивают мышление ребенка, стимулируют его любознательность, приносят радость познания. С помощью игры ребенок совершает первые открытия, проводит научно-исследовательскую работу на своем уровне, знакомится с закономерностями в развитии природы.

В игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности, активизируется мыслительная деятельность ребенка.

«Системный оператор». Под системным мышлением понимается способность человека рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Системное мышление можно назвать творческим. Автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер говорит, что нельзя человеку видеть только то, что дано в задаче. Надо «включать» как минимум 9 мысленных экранов: видеть систему, данную в задаче, подсистему – из каких составляющих система состоит, надсистему – где функционируют объекты задачи. На каждом этапе – прошлое, настоящее, будущее, то есть развитие системы.

Многоэкранный стиль мышления должен стать нормой творческой деятельности человека. ТРИЗовцы считают, что такому способу мышления надо учить с детства, взяв за основу «системный оператор».

Основная форма обучения при этом – игра. На начальном этапе проводится серия игр на выработку умения выделять функции объектов. «Что умеет делать?»

Затем используется серия игр, направленная на обучение детей умению любой объект «разобрать» на составляющие элементы (отрабатывается подсистемная связь). «Из чего это?»

Серия игр на отработку надсистемных связей. Дети научаются определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие теже самые функции. «Где живет (работает?»

Затем включается в работу серия игр, направленная на отработку временной зависимости объекта и его функции. «Чем был – чем стал?»

В работе с детьми используются так же игры, обучающие сравнениям разнообразных систем. «Чем мы с тобой похожи?»

Размышления педагога вместе с детьми над решением творческой задачи будет более успешным, если при этом используется системный оператор (девятиэкранник).

Игры с детьми по схеме многоэкранного мышления дают ребенку умение видеть объект (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, будущее и прошлое.

Только тогда, когда ребенок рассматривает систему в прошлом, настоящем, будущем, появляется возможность увидеть взаимосвязь изменяемых объектов.

Основная цель игр – занятий:

-научить ребенка видеть целое, состоящее из частей, понять, что система обладает неким «системным» свойством, которого нет у ее частей;

-объединять части в одно целое;

-учить видеть прошлое и будущее системы, ее частей;

-уметь сформулировать основную функцию данной системы;

-уметь выбирать каждый из экранов системы, рассматривая его как самостоятельный, так и в окружении лежащих рядом экранов;

-учить рассматривать объект не только в реальной надсистеме и подсистеме, но и в фантастической.

Любая система – это сгусток противоречий. У каждого объекта есть «хорошие» и «плохие» свойства. Отыскать эти противоречивые свойства – значит сделать шаг к решению конкретной проблемы. А чтобы уверенно идти от решения к решению, необходимо диалектическое мышление, формированию которого помогают игры на противоречие из серии «Хорошо – плохо». Эти игры являются основными средствами обучения дошкольников умению видеть, формулировать и решать противоречия.

Игра «Наоборот» («Пинг- понг»). Проводится с 4х летнего возраста.

Цель игры: учить подбирать слова-антонимы.

Педагог называет слово – дети говорят противоположное по значению. Педагог не должен поощрять ответы детей с приставкой «не».

Например: съедобный – несъедобный. В старшем дошкольном возрасте такой ответ педагогом не должен приниматься.

Игра «Маятник». Педагог использует руку виде маятника. Дети называют любой предмет, который видят, например, стол. Договориться с детьми о том, что если рука педагога повернута влево – они должны ответить, что хорошего, полезного в этом предмете, вправо – плохого, ненужного – вот и «маятник».

Когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать у детей трудности, можно перейти к следующему варианту игры – «Перевертыш», при которой для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, меняющего объект.

Серия игр может быть посвящена переходу количества в качество.

Например, даются такие вопросы:

Одна конфета – хорошо, почему?

А много – плохо, почему?

Одна витаминка – хорошо, а много витаминок? и так далее.

Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности: чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта или специфических особенностей того или иного явления те, которые наиболее полно соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

С помощью игр на противоречия можно значительно активизировать учебный процесс и познавательную деятельность, расширить представления детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно-следственные отношения. Игры активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их речь, фантазию, учат рассуждать.

Приемы типового фантазирования. С помощью фантастических приемов изменения систем (автор Г. С. Альтшуллер) Ульяновскими ТРИЗовцами сделан адаптированный для дошкольного возраста вариант фантограммы. Предполагаются преобразования какой-либо системы,подсистемы или надсистемы, с помощью волшебников: «Размера, Дробления – Объединения, Оживления – Окаменения, Наоборот, Времени, Специализации, Универсализации. Возможности этих волшебников разные, поэтому и в построении логических цепочек, технологических цепочек есть свои особенности.

Целью такой работы ставится обучение фантастическим преобразованиям как самого объекта, его составляющих – подсистемы, либо места функционирования (обитания надсистемы, с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самими дошкольниками.

Исследованиями психологов и педагогов установлено, что система работы, основанная на выше перечисленных адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольников в плане развития диалектического мышления, познавательной активности, формирует творческие способности ребенка. При наблюдениях в ходе эксперимента у дошкольников проявлялись такие основополагающие качества как:

- целепологание, то есть к концу дошкольного возраста ребенок приобретает умение выстраивать цепочки целей; некоторую иерархическую линию в общих чертах на далекое будущее, подробно – в настоящем устанавливать связь между будущим и настоящим;

- умение планировать деятельность по выполнению намеченной цели;

- развитие достаточно высокого уровня работоспособности по отношению к реализации намеченной цели (брались для анализа параметры времени, устойчивости интереса, самостоятельности и инициативы по началу, развитию и окончанию деятельности ребенка);

- умение решать творческие задачи, как необходимое качество творческой личности: чувствительность к проблемной ситуации, умение описать творческую задачу, желание ее решить, умение (на полуактивном этапе) формулировать противоречие, решить его без большого количества проб и ошибок, элементарно описать решение и сформулировать возможные варианты появления новых задач;

- развитие упорства, умения противостоять «внешним обстоятельствам», мешающим реализации намеченной цели.

Все это проявляется в конце дошкольного возраста при системе работы, построенной на использовании дидактических игр с элементами ТРИЗ и РТВ.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Лэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук, или тематическая папка уже широко и эффективно используется педагогами в образовательном процессе дошкольных учреждениях. Тематика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное обучение ТРИЗ детей раннего возраста
Опубликовано: 17 октября 2024 в 07:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное обучение ТРИЗ детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна Рябцева (УИ 3085791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД