Светлана Алешкина
Что такое технологии активного обучения и чем они полезны для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Как показывает практика, в последние годы у детей снижается мотивация к учебе и уровень познавательных интересов. Чтобы решить эту проблему, школы и сады внедряют в образовательный процесс технологии активного обучения. Что относят к этим технологиям и как они влияют на развитие дошкольников.
Что такое активное обучение и как его применять
Активное обучение – это педагогические способы и приемы, которые побуждают детей к мыслительной и творческой активности, мотивируют искать новые идеи для решения разнообразных задач.
Публикация «Что такое технологии активного обучения и чем они полезны для дошкольников» размещена в разделах
Как реализовать технологии активного обучения в детском саду, узнаете из рисунка 1.
Рисунок 1. Как использовать технологии активного обучения
Совет
Займите правильную позицию по отношению к детям
В общении с дошкольниками придерживайтесь положения: «Не рядом, не над ними, а вместе». Ваша задача – помочь ребенку развиваться как личность. Не давите на дошкольника, а покажите, что вы его помощник.
Две популярные технологии, которые развивают личность ребенка
Когда общаетесь с дошкольниками, отслеживайте их склонности, интересы и черты характера. Ваша цель – выявить личностные особенности каждого воспитанника и найти индивидуальный подход к обучению. Ниже читайте, какие технологии в этом помогут.
Технология целостного развития ребенка. Предполагает, что воспитатель учитывает в своей работе возрастные, индивидуальные и личностные особенности детей. На рисунке 2 смотрите краткий обзор, как применять технологию на практике.
Рисунок 2. Как использовать технологию целостного развития ребенка
Технология интерактивного обучения. Цель этой технологии – организовать комфортное обучение, при котором все дети активно взаимодействуют между собой. Воспитатель выступает лишь в роли организатора обучения. Моделируйте реальные жизненные ситуации, предлагайте дошкольникам задачи для совместного решения, вовлекайте в ролевые игры.
Интерактивное общение развивает умственные и социальные способности дошкольников. Дети учатся обмениваться полезной информацией, устранять ошибки и искать подходящие способы решения задач.
Современные технологии активного обучения
по ФГОС ДО
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность – целенаправленная деятельность, которая решает поисковые, исследовательские и практические задачи из любой сферы обучения.
Проектная деятельность позволяет воспитателю лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка. Цель этого направления работы – развивать и обогащать социально-личностный опыт дошкольников.
Нацельтесь на результат, которого хотите добиться с помощью совместных проектов с детьми. Предлагайте дошкольникам делать макеты, рисовать плакаты, собирать модели, участвовать в театрализованных представлениях и т. п. Выступайте не в качестве единоличного организатора событий, а станьте для детей помощником.
Технология исследовательской деятельности
Эта технология позволяет детям попробовать себя в разных направлениях человеческой культуры. Предполагает, что воспитатель применяет в работе специальные ТРИЗ-технологии. Суть исследовательской технологии : педагог просит детей решить задачу. Для этого дошкольникам необходимо провести исследование или эксперимент.
Если не знаете
ТРИЗ-технологии – это технологии решения изобретательских задач.
Какие методы и приемы помогают организовать исследовательскую деятельность, узнаете из рисунка 1.
Рисунок 1. Как применять исследовательскую технологию работы с детьми
Информационно-коммуникативные технологии
Речь идет о средствах ИКТ, которые помогают в работе со старшими дошкольниками. Это различные развивающие и обучающие компьютерные игры, интерактивные эксперименты, компьютерные диагностические программы, игры-забавы. Также к средствам ИКТ можно отнести:
– мультимедийные презентации;
– информационно-обучающие компьютерные программы;
– тестирующие программы.
На заметку
Сколько времени дошкольнику стоит проводить за компьютером
Специальных лимитов работы за компьютером для дошкольников нет. Есть лишь рекомендации медиков. По их мнению, детям пятилетнего возраста стоит проводить у компьютера не больше 10 минут. Дошкольникам 6–7 лет – максимум 15 минут.
Технология проблемного обучения
Учит детей самостоятельно анализировать проблемные ситуации, находить правильные ответы. Есть четыре варианта, как можно применять такую технологию. Подробности – в таблице ниже.
Четыре способа, как применять технологию проблемного обучения
Что делает воспитатель Что делают дети
Ставит проблему и сам ее решает Активно слушают и обсуждают
Ставит проблему, направляет ребенка на самостоятельный поиск решения Самостоятельно или под руководством педагога находят решение
Помогает решить проблему Ставят проблему, учатся ее формулировать
Не указывает на проблему Ставят проблему и сами ее решают
Технология портфолио дошкольника
Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов и положительных эмоций. Она дает дошкольнику возможность еще раз пережить приятные моменты жизни. Выделяют три функции портфолио (рисунок 2).
Рисунок 2. Функции детских портфолио
Вариантов, как можно составлять портфолио, много. Например, детские работы можно держать в папках, которые будете заполнять постепенно, с учетом новых достижений дошкольников. Когда ребенок будет выпускаться из сада, вручите ему портфолио как подарок на память.
Игровая технология
Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Чтобы реализовать эту технологию, четко обозначьте и пошагово опишите систему игровых заданий и различных игр. Вы должны быть уверены, что выбранные игровые методики принесут положительные результаты в работе с детьми. Диагностируйте текущий уровень достижений каждого ребенка и отслеживайте динамику развития.
Здоровьесберегающая технология (ЗОТ)
Эта технология обеспечивает в ДОО здоровье дошкольников. Проведите комплексную диагностику состояния организма ребенка. В процессе работы отслеживайте и анализируйте динамику: стал ли ребенок меньше болеть, повысилась ли выносливость и т. п. Благодаря анализу сможете увидеть полную картину здоровья дошкольников.
Технология интегрированного обучения
Интегрированное занятие отличается от традиционного тем, что воспитатель использует межпредметные связи. То есть соединяет знания из разных образовательных областей, чтобы они дополняли друг друга. Такой подход позволяет развить познавательные ресурсы ребенка, обогатить его знания об окружающем мире. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие или итоговые занятия, презентации по разным темам.