лидия шайдт
Что такое современное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое современное воспитание.
Основные идеи успешности процесса воспитания.
Нужен новый подход к пониманию процесса воспитания, ревизия того, что было и что есть (осталось). Нужен свежий взгляд на «воспитательное воздействие», точнее – «на воспитательную (воспитывающую) ситуацию» в живом педагогическом процессе. Сегодня как никогда необходимо ответить на коренные вопросы воспитания : хороший или плохой ребенок от рождения? Что происходит с ребенком в процессе его социализации и воспитания? Каковы характер и источники внутренних сил, механизмы самоизменения, саморегуляции и самоуправления? Наконец, оправдывает ли себя сегодня центральная педагогическая доктрина - воспитание в коллективе и через коллектив? Только после этого могут стать ясными сущность воспитания, позиция воспитателя, круг его воспитательных задач, методы и способы прикосновения к душе ребенка. Сколько бы ни взывали к «педагогике сотрудничества», педагогику насилия не преодолеть, если мы не будем знать ребенка, не научимся включать его в процесс позитивного самосозидания.
Публикация «Что такое современное воспитание» размещена в разделах
Предлагаю другой подход к воспитанию : не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его «формировать», пытаясь сделать из маленького человека – вселенского чуда – болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе.
Убеждена: в основание педагогики должна быть положена не политика, не идеология. Опасно строить воспитание на социологии, когда «общественное выше личного», а коллектив важнее его членов. Рискованно строить его на голой психологии, ибо можно сорваться в технологию манипулирования ребенком.
Наука воспитания должна следовать и подчиняться закономерностям развития природы ребенка, сделать объектом познания его внутренний мир, целью практической деятельности – научение ребенка умению жить, в сущности, самому главному умению в жизни: взаимодействовать с другими в формах культурного поведения и получать от этого удовольствие.
Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами
– новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.
В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
В конченом итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятиях младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.