Наташа Ермакова
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое патриотизм.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Сергей Иванович Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Публикация «Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.
Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняемся в результате такой деятельности сами мы - педагоги и родители, какие открытия делаем для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее. Ведь давно доказанный факт, что бы мы, не говорили, как бы, не объясняли детям, но только личный пример способен по - настоящему повлиять на поведения ребенка.
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, родословной, семейными традициями; с детским садом, играми и игрушками;
знакомство с городом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями;
Так же организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разное время года.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников среднего возраста классифицируются на :
- дидактические и настольно-печатные «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был» : «Экономим свет, тепло».
- подвижные и спортивные: «Кто быстрее?», «Кто первый добежит до флажка»; «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые и музыкальные: «Профессии», «Театр», «Супермаркет», «Поликлиника», «Сбор урожая»,
Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.
Вот эта улица, вот этот дом
Знакомим ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
Раскрываем детям неизведанное на улице, где они проживают, учим замечать как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращаем внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.
Вместе дружная семья.
Расширяем знания детей о структуре семьи, Развиваем интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитываем уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
В ходе работы с детьми формируем представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша. Оформляем уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад.
Наша кладовая
Наша кладовая знакомит ребят с разнообразием природных богатств родного края,
Развивает представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учит детей профессиональной ориентации.
Мы вместе с воспитанниками изучаем «кладовую» страны и определяем пути ее приумножения.
Великая победа. История войны.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребенке дух патриотизма. Для того чтобы быть патриотом, необходимо чувствовать связь с Родиной, знать, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды, поэтому мы решили познакомить детей с подвигом своего народа в годы Великой Отечественной войны через проект «Великая Победа».
Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является посещение памятника «И. С. Черных.» Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный и изготовленный материал на занятиях и беседах.
- Созданы тематические альбомы: «Города - герои», «Памятные места нашего города «Военная техника», «Военные профессии».
Изготовлены атрибуты для тематических сюжетно-ролевых и подвижных игр. созданы дидактические пособия (куклы «Профессии военных лет», «Музей военной техники», «Макеты боевых действий»
Заключение
На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мы хотим пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться!
К концу учебного года ребята средней группы могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знают имена своих бабушек, дедушек и близких родственников. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая. Ориентируются в своем городе. Знают президента, символику РФ, герб своего города.
Дети – будущее нашей Родины. Им беречь и охранять её просторы, её красоты, её богатства.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем. (В. Степанов)