Айгуль Ольмесова
Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Ученые доказали, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Публикация «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи».
В воспитании и обучении дошкольника важную роль играет развитие руки. В ходе обучения дети испытывают огромные трудности, потому, что у них не развиты мелкие мышцы рук.
На всех этапах жизни движение рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще не сформировалась.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Ученные подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколение в другое русские народные потешки «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик -пальчик» и др.
Систематические упражнения по тренировки движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В то время как ребенок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская кропотливая работа.
Нам кажется что ребенок просто забавляется, а тем временем активно познает мир …умнеет.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание связная речь.
Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивают мелкую моторику, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.
Кроме игр, упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, различные вязания).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движении руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие детской руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни людей.
Если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив ребенку нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам место окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.