Сердитых Анна
Что такое изобразительное творчество ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое изобразительное творчество ребенка?
Изобразительная деятельность-аппликация, лека, рисование-один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но отношение и положительное отношение определяется тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Необходимо руководить этой деятельностью так, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.
Публикация «Что такое изобразительное творчество ребенка» размещена в разделах
Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего представления и понимания, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества.
Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка-дошкольника? Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком нового. Именно создание нового путем рисования, наклеивания, вырезания и составляет результат творческой деятельности детей дошкольников. Общечеловеческой новизны и ценности продукт этого творчества не имеет. Но субъективная ценность творчества значимая. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанных с их передачей действий. В процессе рисования или лепки ребенок испытывает разнообразные чувства (радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается и т. п.)приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения; уточняются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития.
Каждый ребенок, создавая изображения того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений.
В чем же проявляется творчество в создании изображения? Для малыша это может быть изменение величины предмета,например яблока с дополнением какой-то детали (черешка).Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете, например, когда рядом с красным яблоком ребенок рисует по своей инициативе желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой.
По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявление самостоятельности, творчества, педагог поощряет.
Известно, что в своих рисунках (лепке, аппликациях) дети отражают впечатления от окружающего их мира. Следовательно, для того чтобы они смогли что-то нарисовать или слепить, необходимы разнообразные впечатления. И задача педагога-целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие-образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства-форму, цвет. И показать им это должен педагог, иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Надо развивать у ребенка наблюдательность, умение вслушиваться, вглядываться в окружающий мир. Учить воображению. Так постепенно у детей будет накапливаться запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Но воображение-не простая сума представлений. Представления обычно изменяются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представлений у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми.
Изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит ребенок, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет брать образы для творческой деятельности. А все это будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества в какой бы то не было художественной деятельности.