FASFA FAS FSAF
Консультация «Что такое фонематический слух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое фонематический слух?
Проблемой изучения фонематических процессов занимались многие ученые. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!
Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух?“» размещена в разделах
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Освоение грамоты, письма и чтения во многом зависит от становления фонематических процессов в онтогенезе. Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.
Фонематический слух и фонематическое восприятие – это два разных понятия и следует их различать.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем. Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:
• способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. То есть ребенок хорошо слышит, но не может отличить близкие по звучанию звуки «с» и «з», «п» и «б» и так далее. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.
Без фонематического (речевого слуха) речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей, когда они слушают речь окружающих людей или же когда говорят сами. Фонематический слух – это частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический фактор. Его развитие можно разделить на следующие этапы:
• Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
• Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
• Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
• Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
• В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даё т адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
• При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г», то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
• В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Существующая сегодня методика обучения чтения, основана на звуковом анализе слова.
Признаки нарушения фонематического слуха
При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:
1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.
У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:
1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.
Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного периода— это время оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.
Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.
Литература:
1. Куниченко О. А. «Развитие фонематического слуха»,
2. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»,
3. Борякова Н. Ю., Косицина М. А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».
4. Козырева Л. М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г
5. Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л. Б. и Логиновой Е. А.
6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.