Юлия Смирнова
Консультация логопеда для родителей «Что полезно нашим детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи.
Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.
Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и,тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.
О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.
Публикация «Консультация логопеда для родителей „Что полезно нашим детям“» размещена в разделах
Позаботьтесь своевременно о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить! А главное эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко. Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.
Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить!
Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.
Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо -сюсюкание- взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.
Вот сроки появления в речи ребё нка звуков:
Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М
2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет - последними) усваиваются звуки: Л, Р
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!
Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое -возрастное косноязычие- уже перестаёт быть -возрастным-. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда!
Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.
Сюда относится, например, -хлюпающее- произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще -- свистящих и шипящих) и многое другое.
Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:
1) короткая подьязычная связка (уздечка)
Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.
2)неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус)
Во всех этих случаях (часто встречающихся) нельзя ждать, пока "само пройдёт" - здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!
Очень важно для ребёнка - различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это - фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.
Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша:
Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка" :
1) Облизывай верхнюю губку!
2) Щёлкай язычком! - как лошадка цокает копытцами;
3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!
Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков:
Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков - Вы одновременно развиваете и речь ребёнка!
Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше обьяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм - попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности.