Татьяна Мельникова
Консультация «Что нужно знать о полушариях левши и правши»
▼ Скачать + Заказать документы
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Так вот, левое и правое полушария по разному воспринимают и обра-батывают информацию.
Функции полушарий мозга врождённые, но проявляются они по мере развития ребёнка. При доминировании левого полушария преобладает сло-вестно-логическое мышление, ведущая рука – правая. При доминировании правого – конкретно-образное, ведущая рука – левая.
Публикация «Консультация „Что нужно знать о полушариях левши и правши“» размещена в разделах
У левшей нарушено пространственное восприятие, поэтому эти дети часто неловки, медлительны. Их трудно научить пользоваться иголкой, ножницами, завязывать шнурки. Поскольку у леворуких нарушен автоматизм, им приходится усваивать навыки не автоматическим повторением, а подборкой логических связей, делать всё «через ум». Так как ребёнку приходится контролировать все свои действия, не удивительно, что он становится медлительным и неуклюжим. Учить леворуких лучше не через глаза, а через тело – вставая за спиной и двигая руками и ногами ребёнка, или делая ориентиры: на левую ручку красную фенечку: «Повернись в красную сторону, возьми в красную руку» (так, солдатам на Руси к левой руке привязывали сено, а к правой солому и командовали: «Сено! Солома!»).
При обучении чтению, счёту, буквы и цифры лучше использовать объё мные: их можно слепить из пластилина, вырезать из толстой ткани, выложить из верёвки. Длительное и сложное обучение, закрепляясь, переходит в прочный навык. Поэтому взрослые левши великолепно владеют ручными умениями, а природная фантазия и образное мышление позволяют им стать настоящими мастерами своего дела (среди знаменитых левшей были Ван Гог, Рембрандт, Суриков, Чайковский, Шопен, Шуман).
Правополушарные изучают мир «на глаз» и в целом, они схватывают «на лету», ищут знакомое в незнакомом: «Я понял, что это такое, но не знаю, как это назвать».
В начальной школе для левшей предпочтительнее обычная, традици-онная программа. Если ребёнок леворукий, не надо стараться сделать его таким как все. Зачастую эти дети обладают такими уникальными задатками, которых нет у многих других детей. Также, левшам сложно определять время по стрелочным часам, поэтому для обучения желательно изготовить специальный циферблат, на котором ребёнок мог бы легко переводить стрелки на указанное время.
Левши с трудом следуют строгому режиму. В целом, леворуких детей нужно беречь от чрезмерных нагрузок, быть осторожными и тактичными, наказывая или ругая его, потому что, обучаясь «через ум», нервная система очень быстро изнашивается. Обучая левшу, старайтесь сделать этот процесс ярким и красочным, используйте наглядные пособия, чтобы он учился не только ушами, но и глазами, руками, не столько через слова, сколько через предметы.
Если ребёнок одинаково владеет и правой, и левой рукой, без труда во время еды или рисования перекладывает ложку или карандаш из одной руки в другую, значит, этот ребёнок относится к «обоеруким» или амбидекстрам. Особенности психики у таких детей такие же, как у левшей, но они легко привыкают писать правой рукой (среди равнополушарных гениев были М. Ломоносов, И. Павлов, Леонардо да Винчи).
Соответственно, у левополушарных детей ведущая рука – правая. Ле-вая половина мозга обрабатывает информацию логически, последовательно, поэтому отличительный признак таких детей – логические рассуждения. Освоения материала идёт от частного к общему – буквы, слоги, слова. Бытовым действиям легко обучаются со слов, всю информацию легко переводят в словестную форму. При обучении часто «увязают» в деталях. Их отличает многословность, живая, образная фантазия. Левополушарные легко обучаются чтению по методике Зайцевой, в школе справляются с программой Занкова.
Нельзя сказать, что высокая или низкая степень леворукости (праворукости) связана с какими-то нежелательными качествами, тем более нельзя её менять. Ведущая рука – это лишь отражение того, как устроен мозг человека. Настойчивая тренировка правой руки у левшей (и наоборот) не выработает желаемых качеств, а может нанести ущерб ребёнку, нарушив координацию совместной работы рук и даже психику.
«Чистых» левшей или правшей не существует. Мозг функционирует как единое целое, объединяя оба способа мышления как взаимодополняющие компоненты.