Морозова Анна
Что нужно детям с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Понаблюдайте внимательно за ребенком: как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.
Публикация «Что нужно детям с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитать здорового умного ребенка — это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности, неправильной осанки у ребенка.
Для профилактики и исправления дефектов осанки необходимо принять меры, способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. Первое, самое простое и, в то же время, как показывает практика, непростое дело — это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить: продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать); полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов, микроэлементов, белков); ограничить пребывание у телеэкрана и компьютера; обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки; ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения. Родители должны обеспечить ребенку ровную жесткую постель, по возрасту и росту оборудовать рабочее место за письменным столом. Домашнее задание ребенок школьного возраст должен приготовить за 1,5-3,5 часа в зависимости от класса обучения (2-3 классы-1,5ч, 4-5 классы-2 ч, 6-8 классы-2,5ч, 9-11 классы-3,5ч) (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин). Необходимо обеспечить ребенку правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука. Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять, опираясь во время стойки на одну ногу, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот. Все это нелегко обеспечить, если мышцы слабые. Во время прогулки следует ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его… Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять : голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.
Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове (2-3 м., ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать.
Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.
Укрепление мышц дело не быстрое, здесь нужно запастись терпением и действовать систематично и нагрузки нужно повышать постепенно. Нарушение осанки можно исправить за 3-6 месяцев систематических занятий лечебной гимнастикой.
Одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей – плоскостопие. Плоскостопие — это деформация стопы с уплощением ее свода. Хорошо подобранная обувь — залог правильного развития стопы. Размер ботиночек нужно подобрать таким образом, чтобы был небольшой запас и обувь не сдавливала детскую ножку. В то же время следите за тем, чтобы она не болталась на ноге. Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепления своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности несколько раз в день. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5 минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде.
Часть детей с патологиями не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.