Людмила Зайцева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе
«Что мы знаем о соли»
Программное содержание
Познавательное развитие: Продолжать формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
.Совершенствовать и углубить знания детей о соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая; соль растворяется в воде, соль можно выпарить из солёной воды, соль состоит из кристаллов) В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности, так как она более плотная, чем пресная). Познакомить с новым способом окрашивания соли. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать познавательно-исследовательский интерес, применяя разнообразные способы исследования.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Что мы знаем о соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Развитие речи: продолжать развивать связную речь детей. Формировать навык диалогической речи. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, пресная.
Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с нетрадиционным способом использования соли (создание композиции) развивать творческие способности, фантазию. Учить делать сувенир под руководством воспитателя. воспитателя.
Физическое развитие: продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения в процессе физкультминутки
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности (нельзя пробовать; осторожно обращаться с солью, закреплять умения наводить порядок на рабочем месте после выполнения работы.
Используемый материал.
Раздаточный:
На каждого ребенка: пластиковая ложка, пластиковая бутылочка с водой; контейнеры с размельчёнными цветными мелками, баночки с подсолнечным маслом, стаканчики для создания композиции.
Демонстрационный: поднос с образцами соли (мелкая –экстра, поваренная, каменная, морская) пластиковая бутылка с водой, пластиковые ложки; баночки с размельчёнными цветными мелками. Подсолнечное масло, лёд, жестяная банка, разделочная доска.
.
Предварительная работа: беседа о возникновении соли, беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращенные кристаллы соли», создание заготовок для изготовления сувенира. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус». Опыты с солью.
Ход занятия:
Дети встречают гостей в группе.
В: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Давно зародилась на Руси чрезвычайно древняя славянская традиция - встречать гостей хлебом - солью.
1 Реб; Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен
Хлебом да солью всех гостей встречать
2 реб; Низко в пояс поклониться,
Чем богаты поделиться
3 реб;Хлеб вам, да соль,
Счастье да любовь
Так в народе говорится испокон веков!
Дети делятся караваем с солью с гостями. Садятся на стульчики.
В-ль: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о соли. Познакомимся с её свойствами.
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Давайте расскажем как происходило знакомство с солью. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
(рассказы детей)
Первая версия.
Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Другая версия.
Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.
Следующая версия.
Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.
Так люди впервые попробовали соль.
В:Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Раньше люди употребляли в пищу такую соль, которую добывали, а сейчас ее перерабатывают. И в магазинах можно купить любую соль. Это и каменная соль, поваренная, экстра соль, йодированная, и морская.
-Ребята, подойдите к столу и посмотрите, какая бывает соль.
Дети поочередно берут с подноса образцы соли и называют :
-Это поваренная соль, которую используют в пищу.
-Это экстра соль – соль мелкого помола.
-Это йодированная – в неё добавляют йод и используют при нехватке йода в организме.
-Самой полезной солью считается морская, в её состав входят все необходимые нашему организму микроэлементы, но цветная соль – это тоже морская, но окрашенная красителем в различные цвета. Её используют в изготовлении косметики, крема, шампуней, для купания.
-А вот эта каменная соль она не очищенная и ее добавляют в пищу животным ее еще называют соль-лизунец.
В:Каменную соль добывают в глубоких рудниках (в-ль показывает иллюстрации). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В очень-очень давние времена на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась и кристаллизовалась, а соль спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?
Ответы детей.
В-ль: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
(Демонстрация фото с проведением опыта по выращиванию кристаллов соли)
Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта.
В:- Молодцы! Ребята, мы с вами проводили опыты с солью. Скажите, пожалуйста, какими свойствами обладает соль?
Ответы детей (соль сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде, растворив в воде, её можно получить снова, выпаривая солёную воду, мелкая, крупная, соленая
В- В старину соль очень ценили, поэтому в народе сложили пословицы и поговорки: Какие поговорки и пословицы вы знаете?
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли и стол кривой
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Без воли-силы нет,без соли-вкуса нет.
Всем угодишь-себе насолишь.
Еде нужна соль, но в меру.
Физкультминутка
-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (звучит музыка)
Соли в речку брошу я (идут шеренгой)
Море выйдет у меня (показывают «круг»)
Чайки в небе закричат, («летают»)
Черепахи зашуршат («ползают»)
И веселые и дельфины
Из воды покажут спины («плавают»)
И огромный синий кит
Под фонтаном за пыхтит (руки вверх)
Соли в речку брошу я (идут шеренгой)
Море выйдет у меня (показывают «круг»)
Только где бы по пути
Столько соли мне найти? (разводят руками)
Педагог подводит детей к столам.
-Ребята, куда же мы пришли? (ответы детей)
Сейчас мы продолжим знакомство со свойствами соли я приглашаю вас пройти в нашу мини-лабораторию. Просьба, в целях чистоты эксперимента, действовать строго по моей инструкции.
(Дети проходят и садятся за столы – 2 человека за один стол)
Опыт № 1. «Плавающее яйцо»
- Приглашаю ко мне подойти двум детям. Вот каждому из вас банка с водой, попробуйте её и скажите, какая она? /Ответы детей/. Теперь один из вас положит в банку 3 столовых ложки соли, размешает её. Теперь какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому яйцу и опустите их каждый в свою банку. Что с ними произошло? /Ответы детей/. Как вы думаете, почему? /Ответы детей/.
Переходим к третьему стакану. Спросите у ребёнка, как он думает, если наполнить стакан менее концентрированным раствором, яйцо всплывёт или утонет? Проверим. Сперва на заполните стакан раствором соли, посмотрите за тем, как всплывает яйцо. А затем долейте оставшееся место обычной водой. Яйцо останется плавать, не утонет и не всплывёт полностью.
Объяснение: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
Опыт №2 «Лава – лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт № 3 (показ воспитателем)
Для эксперимента вам нужно подготовить :
Деревянную разделочную доску.
Воду.
Лёд.
Поваренную соль.
Жестяную консервную банку.
Налейте на разделочную доску немного воды так, чтобы она не растеклась по всей поверхности, а образовала небольшую лужицу по центру. Прямо в неё поставьте пустую консервную банку. Заполните её льдом и солью, постоянно перемешивая ингредиенты. Наблюдайте вместе с ребёнком за реакцией – банка сразу покроется изморозью, а водяная лужица на доске превратится в лёд. Теперь можно проверить лёд на прочность, аккуратно подняв жестяную банку – она примёрзла! Доска поднимется вместе с банкой. Чтобы отсоединить её, можно дождаться, пока лёд растает, или просто отколоть его с помощью деревянной палочки.
Объяснение: лед в банке тает, а вода охлаждается до больших температур, в результате лужица на доске замерзает и намертво «прикрепляет» банку к доске.
Опыт №4. «Цветная соль»
- Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем соль красить с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в пиалу по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами - цветная соль.
Предлагаю изготовить подарок для гостей, используя цветную соль. Вы будет заполнять цветной солью свой стакан, чередуя ее по цвету и у вас получится вот такой красивый сувенир (показ образца) Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
/Выполнение детьми работы, воспитатель при необходимости помогает/
Изготовив сувениры, дети дарят их присутствующим на занятии.
Подходят к столу (на столе колокольчики)
В: Сейчас зазвенит колокольчик у того, кто сегодня узнал что-то новое (ответ детей,
- пусть зазвенит колокольчик у того, кому было интересно (ответы детей,
-зазвенит у того, кому было трудно (ответы детей).
-А сейчас зазвенит мой колокольчик. Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Попрощайтесь с гостями.