Светлана Щенникова
Что мы можем в свои годики
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы можем в свои годы)
Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
Публикация «Что мы можем в свои годики» размещена в разделах
Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама» : мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И, хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. От ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали) и ничто не напоминает детям о затраченных усилиях. Повторение из дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к однообразной, но необходимой работе, важно создать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря, которому нужно отвести определенное место. Это приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы.
Хозяйственно-бытовой труд, в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении включает в себя такие работы, как наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах.
Старшая группа.
В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.
На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.
Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.
Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
В нашей группе все ребята очень любят помогать воспитателю. И обычное поручение является для них очень важным. Будь то обтирание пыли с цветов или накрыть на стол, все ребята делают с интересом и желанием.
Забота о том, чтобы быстро, чисто и красиво было в группе, старательность при выполнении поручений, посильных обязанностей – вот те черты, которые следует формировать, руководя этим видом труда.
Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, воспитатель должен стремиться использовать любую возможность, не оставив без внимания ни одно действие детей.
К пониманию общественно-полезной цели деятельности воспитатель подводит детей по-разному. Первоначально цель деятельности указывает взрослый: разбери шкаф с игрушками, помоги няне надеть чистые наволочки; позднее он предлагает детям подумать, в чем и когда они могут помочь воспитателю или няне. Четко поставленная общественно значимая цель активизирует детей, определяет их отношение к труду.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения (вылить воду из мыльниц, вымыть комнатные растения). Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения и опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.