Катя Ананьева
Консультация для воспитателя «Что делать, если в группе агрессивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Драчливый ребенок в детском саду — частая проблема. Он причиняет страдания другим, рушит атмосферу доброжелательности и безопасности в группе. Но главное — страдает сам.
Причины агрессии у ребенка :
Агрессия ребенка — своего рода крик о помощи, сигнал, что ему плохо. Возможно, ему не хватает любви и заботы, тогда достаточно уделить немного внимания, сказать доброе слово, включить в общую игру.
Публикация «Консультация для воспитателя „Что делать, если в группе агрессивный ребенок“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
Иногда причиной агрессии может быть психологическая травма с последующей частичной амнезией. Память вытесняет, блокирует информацию о травматической ситуации, потому что ребенок не в силах самостоятельно с ней справиться. Нужно обратиться к психологу, который поможет проработать травму.
В редких случаях агрессию может вызывать проблема физиологического или неврологического плана. Например, повышенное внутричерепное давление, ухудшение слуха или зрения приводит к недопониманию и напряжению в общении. Тогда нужна помощь врача-специалиста.
А чаще всего мы сталкиваемся с дефицитом общения. Ребенку необходимо чувствовать защиту, внимание, он нуждается в сенсорных впечатлениях. Если чего-то не хватает, он будет добиваться этого любыми способами: привлекать внимание плохим поведением, уходить в виртуальный мир интернета или мультфильмов, заедать сладким или фастфудом.
Механизм проявления агрессии :
Ребенку плохо : не хватает энергии, внимания, ощущений. Он совершает проступок и получает реакцию: его замечают, ругают, могут ударить, наказать. Казалось бы, все это неправильно. Но на самом деле для ребенка любое внимание лучше, чем его отсутствие.
Малыш получает от взрослых ответную реакцию, а значит, энергию, и принимает как своеобразную форму любви. Теперь каждый раз, когда ему будет недоставать энергии, он будет знать, как ее восполнить. Но эта энергия плохого качества.
Действия воспитателя :
Если проявление агрессии не регулярное, а разовое, попробуйте сделать следующее :
1. Уделите ребенку внимание. Чтобы не оставлять без присмотра других детей в группе, позовите на помощь второго воспитателя или няню.
2. Выведите ребенка из истерики. Это можно сделать при помощи резкого звука, например, хлопка, или осторожно, но крепко схватить ребенка, аккуратно сбрызнуть водой. Потом дать попить воды.
3. После того как ребенок успокоился, необходимо дать ему выговориться и попытаться выяснить истинную причину истерики.
Однако на этом не стоит останавливаться. Нужно проводить регулярную работу, чтобы направить деятельность ребенка в конструктивное русло и научить проявлять себя социально приемлемыми способами.
Новое поведение ребенка – драчуна :
1. Можно и нужно показывать ребенку силу ответной реакции. Дети исследуют действия и последствия, им необходимо показать, что на каждый поступок, хороший или плохой, будет дан соответствующий ответ.
Иногда достаточно на время отдалить ребенка от других. Если сломал или разбросал — вместе с ним убрать, если ударил — показать, что это больно и неприятно.
Не торопитесь заставлять его просить прощения: если он не дозрел до этого, то разозлится еще больше. Лучше научите компенсировать причиненную обиду приятным словом или действием. Например, : «Маша обиделась, ей грустно. Это ведь неприятно, когда тебе грустно. Давай поможем ей. Что мы можем сделать, чтобы ей не было так грустно?» Ребенок предлагает варианты, и вы помогаете ему возместить причиненный урон.
Можно сказать доброе слово, предложить вместе поиграть, поделиться игрушкой и т. д. Это значительно лучше, чем неосознанно, по указке просить прощения.
2. Нужно обозначить границы дозволенного. Есть вещи допустимые и недопустимые. Об этом можно рассказать с помощью сказок, а после обсудить и закрепить творчеством: песней, стишком, рисованием.
3. Хорошо бы ребенку дать внимание, которого ему не хватает. Иногда положить руку на плечо, погладить по головке, спросить о чем-то и внимательно выслушать ответ.
4. Найти сферу деятельности, где ребенок сможет себя проявить, увлечь его чем-то. Похвала, которую он получит в результате, укрепит в нем осознание того, что он хороший, его замечают и он не одинок, а даже полезен. Социальная оценка крайне важна для ребенка.