Анастасия Черкасина
Консультация «Что делать если ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Как формируется речь.
Полноценное и своевременное овладение речью является важным условием развития личности каждого дошкольника. Процесс формирования речи охватывает несколько важных возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В период этого короткого отрезка времени дети овладевают основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарный запас состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Ребенок в четыре года может пересказать небольшую сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Публикация «Консультация „Что делать если ребенок не говорит“» размещена в разделах
Занятия надо начинать, как можно раньше.
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но и принимает искаженный характер.
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого развития, еще до поступления ребенка в школу.
Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.