Ирина Белан
Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД речевое развитие детей в старшей группе на тему : «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».
Цель : Активизировать словарь детей.
Задачи:
1. Учить детей самостоятельно составлять небылицы.
2. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение и фантазию.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе „Дидактические игры со словами, Чтение небылиц“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Небылицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».
Ход.
Воспитатель: (коммуникативная игра) Доброе утро!
Придумано кем –то, просто и мудро.
При встрече здороваться : -Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный мир небылиц! Что такое небылица? Это стишки или рассказы, в которых говорится о том, чего не может быть. Эти слова доставляют веселье и радость каждому ребенку, заставляя смеяться над тем, чего не бывает на самом деле.
А сейчас я прочту русскую народную небылицу, а вы внимательно послушайте.
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
Что необычного вы услышали в этой небылице? Ответы детей.
А сейчас мы составим свои небылицы. Они будут состоять из одной строчки – предложения. Я задаю, вам вопрос, например: Кто? Вы называете любой предмет: живой или неживой. (растение, насекомое, одежда, игрушки и т. д.); на вопрос Какой, вы говорите признак предмета, его отличительные свойства. Признаки не должны относится к первому названному предмету.
Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает? Где находится?
Ребята, скажите какое сейчас время года? Весна. Какой первый признак наступления весны? Правильно птички прилетели.
Физминутка. (выбирается орлан, с помощью считалки)
Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – это стайка,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта развеселый чиж,
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам! (Игра повторяется еще 1 раз)
А сейчас будет составлять цепочку. Я называю слово, а вы его расшифровываете, называете признаки. Весна (тепло, светит солнышко, прилетают птицы, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, ночь короче, на проталинках появляются подснежники и т. д.
Тесто (хлеб, мука, вода, крендели, пшеница, мельница и т. д.)
«Угадай слово»
Воспитатель: Я задумала слово.
-Какое? – интересуются дети.
- А вот это как раз у меня и надо выяснить, задавая разные вопросы.
- Это живое существо?
-Живое.
- Это человек?
- Нет.
- Растение?
-Животное?
-Да.
-Дикое животное?
-Нет.
-Домашнее животное?
-Да.
- С рогами?
-Нет.
-Большое ли маленькое?
-Маленькое.
-Это кошка?
-Да.
Воспитатель предлагает отгадать еще одно слово.
-Это живое?
-Да.
-Это животное?
-Нет.
-Это Растение?
-Нет.
-Это человек?
-Да.
-Взрослый или ребенок?
-Ребенок.
-Девочка или мальчик?
-Девочка.
-Со светлыми волосами?
-Да.
-Это Катя?
-Да.
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется Чепуха. Ребята предлагаю вам загадать название любого предмета (одушевленного или неодушевленного). Загадали? Да. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете, что загадали.
На чем поедем в цирк? Где живет бегемот? Что любит есть кошка? Где растет пшеница?
Кто управляет катером? Любимая еда кролика? И т. д.
Рефлексия: В какую страну мы сегодня попали? Что вы сегодня слушали? А что еще делали? Интересно составлять небылицы? Как их нужно составлять? Чем они интересны? Зачем составляют небылицы?
А теперь покажите какое у вас настроение – движениями.
Если весело тебе – ты три раза топни,
Если весело тебе –ты три раза хлопни,
Если весело тебе –ты к солнцу потянись,
Если весело тебе –ты всем улыбнись!
А теперь пора прощаться с гостями.
Мы хотим вам на прощанье, всем здоровья пожелать.
До свиданья, до свиданья приходите к нам опять.