Мохова Татьяна Викторовна
Конспект занятия «Чтение и беседа по произведению М. Скребцовой «Сердце матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст (6 – 7) лет.
Цель: обогащение духовного мира детей через чтение сказки.
Задачи:
- формировать у детей навыки слушательской культуры; расширять и активизировать словарь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими качества людей;
- развивать способность к эмоциональному сопереживанию и отзывчивости;
- воспитывать внимательное отношение к родным людям.
Публикация «Конспект занятия „Чтение и беседа по произведению М, Скребцовой „Сердце матери“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Оборудование: доска, мел, портреты мам, картина с изображением берёз, альбомные листы, цветные карандаши.
Предварительная работа:
Рисование на тему «Увлечения моей мамы», «Портрет моей мамы»; заучивание пословиц; чтение стихотворений и рассказов о маме.
- Ребята, на сегодняшней нашей встрече мы поговорим о маме.
- Расскажите, как зовут ваших мам?
- Чем увлекаются ваши мамы в свободное время?
- Вы любите своих мам? Как вы их любите?
- Что значит любить всей душой и сердцем?
- Мамы тоже вас очень любят. А материнское сердце – это кладовая всех сокровищ.
- Перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например, любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие.
На доске рисуется большое сердце. Все, названные детьми, сокровища вписываются в рисунок на доске. Затем дети по очереди выбирают одно сокровище и рассказывают о каком-либо случае из своей жизни, когда мама подарила им это сокровище.
- Послушайте сказку М Скребцовой «Сердце матери».
Чтение сказки.
Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями Берёза-мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берё за крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу». Не успела Берёза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце.
- Вам понравилась эта сказка?
- А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.
Ответы на вопросы.
- Как будут жить три дружных сестрицы без мамы.
- В чём и как поможет им материнское сердце?
- Чему учит эта сказка?
- Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
- Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у неё неприятности на работе, плохое самочувствие и т. д.
- Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
Рисунок. Звучит спокойная музыка.
- Закройте глаза и представьте букет любви, который вы бы хотели подарить своей маме. Расскажите, из каких цветов будет состоять ваш букет. Нарисуйте его.
- Я предлагаю вам подарить эти рисунки с красивыми букетами своим мамам.
Творческое задание.
- Послушайте стихотворение «Спасибо, мама». Закройте глаза и мысленно поблагодарите своих мам за всё, что они делают для вас.
- Спасибо, мама, за тепло,
За то, что прогоняешь зло,
За чистоту в твоих глазах,
За нас и в мыслях, и в мечтах.
За то, что по ночам не спишь
И тихо возле нас сидишь,
Шепча молитву небесам;
За сон, который снится нам.
- Наша встреча подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Любите своих мам, будьте внимательными к ним. Ведь любить и делать добро-это здорово!
Использованная литература:
1. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка. – М. : Дрофа – Плюс, 2003.
2. Семанака С. И. Уроки добра, - Москва, 2004.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки о семье. – М. : Армита – Русь, 2004.