Мария Лавская
Конспект занятия «Чтение художественных произведений (стихотворений)» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало.»).
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия
1. Беседа с ребёнком.
В: Какое время года наступило?
- Что происходит осенью?
2. Основная часть.
- Хочешь послушать стихотворение Е. Трутневой «Осень»?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят. летят. летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. (Радость, удивление, восхищение, немного грусти.)
- Послушай стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуй догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
- Как ты думаешь, какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска.)
- Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотри на этот осенний букет из листьев.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть букет из осенних листьев.
- Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотри, какое чудо!
- Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
- Расскажи, какие листья? (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
- Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)
- Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
- Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)
- Листья осенью красивые, а стали еще. (Красивее.)
- И вдруг подул осенний ветерок. Поиграем с ним?
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
- Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
- Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Хочешь послушать отрывок из его стихотворения, которое называется «Осень»?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы.)
- О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)
3. Итог.
- Тебе понравились стихи поэтов об осени?
- Тебе нравится время года – осень? (Ответы детей).
- Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
- Представь, если бы ты был музыкантом, какую бы музыку ты сочинил об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).
- А если бы ты был художником, какими бы красками ты рисовал осенние пейзажи? (Ответы детей).
- А если бы ты был поэтом, какие бы слова ты подобрал, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Ответы детей).