Светлана Дьяконова
Литературно-логопедическая викторина
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-обучающие. :
-закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква);
развивать умение образовывать прилагательные от имен существительных;
-согласовывать существительные с числительными;
-закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Коррекционно -развивающие:
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
- развивать память, мышление;
-развивать у детей слуховое внимание.
Коррекционно -воспитательные:
Публикация «Литературно-логопедическая викторина» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
-воспитывать любовь, интерес к художественной литературе;
-воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.
Оборудование. Презентация по теме. Предметные картинки на дифференциацию звуков С-Ш. Звёздочки. 2 магнитные доски. Эмблемы командам. Горох, фасоль. 2 миски для сортировки бобовых.
Ход викторины.
Логопед: Мы собрались сегодня с вами на викторину, которая называется «Вопрос на засыпку». Что значит «вопрос на засыпку»? Это значит сложный вопрос, вопрос со смыслом, вопрос, над которым нужно подумать, прежде чем ответить. Цель нашего мероприятия – не показать, кто лучше, а кто хуже, а показать, чему научились ребята. Мы надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.
-Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,
Логопед: Итак, с прекрасным настроением и энтузиазмом мы начинаем викторину «Умники и умницы», в которой примут участие две команды, состоящие из девочек и мальчиков. И группа поддержки – это наши болельщики.
Логопед:
Ребята, викторина это не просто игра, а игра – соревнование.
Поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри.
В него входят: Директор ЧОУ. (Ф. И. О), заместитель директора по УВР (Ф. И. О.) педагог- психолог (Ф. И. О.)
Логопед:
Прослушайте правила игры:
• Игра состоит из 9 раундов.
• Оценкой за правильный ответ будут звёздочки, которые члены жюри будут выставлять на поле команд. Чья команда наберет больше звёздочек, та и будет считаться победителем.
Логопед:
• Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
• Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.
• Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.
• Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.
• Ответ должен быть четкий и ясный.
Логопед:
1: Ребята, вы согласны с правилами?
Логопед:
Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились. Начинаем викторину.
1 Раунд «Приветствие». Команды, представьтесь и назовите ваш девиз.
Б) Команда «Умники»! Команда, каков ваш девиз?
- «Один ум хорошо,
А команда умов лучше!»
В) Команда «Умницы»! Команда, каков ваш девиз?
- «Мы будем мыслить, убеждать,
Идя к финалу - побеждать!»
2 Раунд «Разминка».
Пожелаем мы ребятам Не скучать и не зевать, На вопросы логопеда побыстрее отвечать! Начинаем викторину!
Раунд «Разминка». Я задам сейчас вопросы… Отвечать на них не просто!
Ведущий 1. Вопрос команде «Умники»
На экране овощи и фрукты. Найдите лишний предмет, объясните почему?
СЛИВА, ОГУРЕЦ,ТЫКВА, ПОМИДОР.
Какой сок можно получить из фрукта изображённого на экране? (сливовый).
Сок из банана- банановый; из апельсина (апельсиновый, винограда (виноградный, яблока (яблочный, груши (грушёвый, персика (персиковый,граната (гранатовый)и. т. д.
Вопрос команде «Умницы»
На экране головные уборы и одежда. Найдите лишний предмет, объясните почему?
ШАПКА, ШУБА, ПЛАТЬЕ, ШОРТЫ.
Согласуйте слово шапка с числом 5. (5 шапок)
1 шуба – 5 шуб, 1 платье- 5 платьев,1 шорты- 5 шорт, 1 шапка- 5 шапок, 1 кофта- 5 кофт,1 пальто- 5 пальто.
3. Раунд
Логопед:
1. Вопрос команде «Умники»
Из чего состоит любое сказанное слово?
-из букв
-из цифр
-из звуков
Вопрос команде «Умницы»
Что мы видим, читая книгу?
- буквы
-цифры
- звуки.
Ведущий 1. Вопрос команде «Умники»
На какой звук начинаются все эти слова? Автобус, акула, ананас, апельсин, абрикос.
Вопрос команде «Умницы»
На какой звук начинаются все эти слова? Улитка, ухо, улица, умница, улыбка, улей.
Ведущий 1. Какой звук чаще слышится в скороговорках?
Вопрос команде «Умники»
На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса. (С)
Зоиного зайку зовут Зазнайка. (З)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Ш)
Вопрос команде «Умницы»
Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. (Ж)
Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок. (Б)
Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага. (Г)
Ведущий 1. Перед вами много картинок с изображением предметов. В названии одних картинок слышится звук С, в названии других звук Ш. Команда «Умники» подбирает картинки со звуком С, «Умницы» со звуком Ш
4. Раунд. Игра «Он – Она».
У меня для вас игра под названьем «Он-она». Попрошу вас не зевать, Слово в стих мой добавлять.
Вопрос команде «Умники».
Попрошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.
Он – слон, она - … (слониха, Он – лось, она - … (лосиха)
Он – кот, она…Нет, конечно, это кошка! Ну ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Вопрос команде «Умницы».
Он – морж, она… (моржиха, Он – еж, она -… (ежиха,
Он – заяц, она - (зайчиха, Он - бык, она - …
Всем знакомо это слово? Да, да, да! Она корова.
5. Раунд
Логопед:
Скажу я слово ВЫСОКО, вы отвечайте – низко,
Скажу я слово ДАЛЕКО, вы отвечайте – близко.
Команда «Умники»
Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Команда «Умницы»
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Вопросы болельщикам.
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький-(большой)
Динамическая пауза.
Логопед:
Физминутки нам нужны, для детей они важны. (Проводится динамическая пауза)
6. Раунд.
Логопед:
Наша викторина продолжается. Сейчас нашим командам нужно будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.
Найдите ошибку в названии сказки.
Команда «Умники».
«Утки-лебеди»,
«Царевна-квакушка»,
«Настя и медведь».
Команда «Умницы».
«Уточка Ряба»,
«Заюшкина хижина»,
«Медведь и семеро козлят».
7. Раунд
Ведущий 2: А сейчас внимание, задание для обеих команд.
Команды по очереди называют сказки, героиней которых стала хитрая лиса.
(«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Лиса и кувшин», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Колобок», «Лиса и журавль», «Теремок», «Золотой ключик».
8. Раунд «Отгадай загадку».
«Умники»
1. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
«Умницы»
2. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
«Умники»
3. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачек.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини - Пух)
«Умницы»
4. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
Загадки для болельщиков.
Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)
Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Кувыркались, забавлялись,
Петушку не помогали.
«Только не я!», «Только не я!»,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!
Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)
Был у деда он, у бабы,
Стало скучно на окне
Покатил через ухабы,
В лес дремучий вдалеке.
Начались тут приключенья:
Серый заяц тут как тут,
Да волк зубастый и опасный
Нашего героя ждут.
И медведь уж на подходе,
Все ревёт на беглеца.
Обманул их беглец румяный,
Тут навстречу ему лиса.
Притаилась глуховатой,
Стала ласкова к нему.
Говорит: «Сядь на нос, милый.
Что поёшь ты? Не пойму.»
Сел беглец лисице на нос,
А лисица его «Ам».
Поделом тебе, румяный,
Виноват во всём ты сам! (Колобок)
9. Раунд «Помоги Золушке».
Золушка попала в сложную ситуацию – через несколько минут появится её недобрая мачеха, а Золушке нужно перебрать фасоль и горох, она не успевает. Поможем?
Дети: - Конечно!
Перебрать фасоль и горох (в тарелочках фасоль и горох – нужно разложить по стаканчикам).Команда «Умники» выбирает фасоль, команда «Умницы»- горох.
Итог викторины.
Логопед:
Мы думали и веселились, и даже спорили порой,
Но очень подружились за нашею игрой,
Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но дружба не кончается! Ура! Ура! Ура!
Логопед:
Вот и подошла к концу наша викторина. Время подведения итогов: слово предоставляется жюри.
Награждение медалями всех участников викторины или раздача сладких призов из волшебной коробки