Ирина Забелина
Творческая мастерская по читательской грамотности в 5 классе «Милая, добрая, нежная»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
«Милая, добрая, нежная»
(творческая мастерская 5 класс)
Отсутствие взаимного уважения – чувство, которое нужно воспитывать. На наш взгляд, такая работа должна быть начата с воспитания уважения к самому близкому человеку, к матери. Это и будет целью нашего разговора.
1. Перед вами распечатки стихотворений, прочитайте и определите :
- Какая тема объединяет эти стихотворения?
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Публикация «Творческая мастерская по читательской грамотности в 5 классе „Милая, добрая, нежная“» размещена в разделах
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски – ласково «баба».
Р. Гамзатов
Двадцать дней и двадцать ночей
Он жить продолжал, удивляя врачей,
Но рядом с ним была его мать,
И смерть не могла его доломать.
Двадцать дней и двадцать ночей
Она не сводила с него очей.
Утром на двадцать первые сутки
Она вздремнула на полминутки
И чтобы не разбудить её,
Он сердце остановил своё.
Б. Лебедев.
Л. Николаенко.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Правильно, именно о маме – самом близком человеке и пойдет сегодня речь в нашей творческой мастерской.
Мама – это первое слово, которое произносит ребенок, рожденный на этот свет. И в каком возрасте вы не будете, для мамы вы останетесь навсегда ее любимым маленьким сыном, или милой дочкой.
2. Прочитав стихотворение Б. Лебедева, писатель А. Алексин спросил: «А способен взрослый сын двадцать дней и двадцать ночей не смыкать глаз возле постели неизлечимо больной матери?
- А как бы вы ответили на этот вопрос?
3. Образ-символ. Перед вами карточки на которых написано МАМА, подберите слова и нарисуйте предметы, с которыми у вас ассоциируется этот человек, чтобы получился законченный образ и картина.
4. В жизни любого человека есть самые памятные дни.
Продолжите фразу: «Самым памятным днем в нашей семье является….»
5. Но жизнь наша состоит не только из приятных моментов, бывает, даже самые близкие люди, ссорятся.
Прочитайте случай про Мишу и мамины слезы…
Однажды Миша, уходя на прогулку, гордо заявил маме, что придет домой ровно в 18 часов. Но на улице он встретил своего друга, который пригласил его посмотреть новый фильм, который он достал по случаю. Фильм был захватывающий, и Миша забыл обо всем на свете. Вот один час прошел, затем другой, третий, Миши дома нет. У мамы на глазах слезы. Где же ее мальчик?
А в это время он спокойно смотрит фильм и весело смеется.
- Что же должны сделать мы, чтобы мамины глаза чаще светились от счастья?
- Выберите правильные ответы:
А. Не признаваться, где были.
Б. Не нарушать данное слово.
В. Иметь мужество признаться.
Г. Попросить прощения.
6. Хорошо ли вы знаете своих мам? На листочках вопросы:
- Какого цвета глаза у твоей мамы?
- Где работает твоя мама?
- Какое ее любимое блюдо?
- Любимая передача твоей мамы?
- Когда ее день рождения?
Дети сравнивают свои ответы с ответами своих мам.
Рефлексия: Написать письмо своей маме
Автор учебника Класс Предмет Тема урока
УМК В. Я Коровина и др. М. Просвещение, 2019. 5 Литература Творческая мастерская " Милая, добрая, нежная" урок внеклассного чтения
Комплексное задание " Милая, добрая, нежная"
Характеристика задания 1
Название ситуации. Задание 1-6.
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки Находить и извлекать информацию
Контекст личный
Уровень сложности средний
Формат ответа Задание с кратким ответом
Формируемые умения Понимать смысловую структуру текста
Система оценивания
Код Содержание критерия
1 Дан ответ: Оба текста о маме. Мама.
0 Ответ отсутствует
Характеристика задания 2
Название ситуации. Задание 1-6.
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки Находить и извлекать информацию
Контекст личный
Уровень сложности высокий
Формат ответа Задание с развернутым ответом.
Формируемые умения Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
Система оценивания
Код Содержание критерия
2 Дан полный ответ: Я считаю, что смог бы, потому что мама- это самый главный человек в жизни. Она подарила нам жизнь, воспитала нас, так и мы должны заботиться о ней. Может быть другой ответ.
1 Если ответ частичный.
0 Ответ отсутствует
Характеристика задания 3
Название ситуации. Задание 1-6
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Творческое воображение
Компетентностная область оценки Интерпретировать итрегрировать информацию
Контекст личный
Уровень сложности высокий
Формат ответа Задание с развернутым ответом
Формируемые умения Формировать собственную позицию
Система оценивания
Код Содержание критерия
2 Дан ответ: например, мама ассоциируется у меня с солнышком, потому что она добрая, согревает нашу семью своим теплом и заботой. Нарисовано солнышко
1 Только рисунок, без объяснения.
0 Ответ отсутствует
Характеристика задания 4
Название ситуации. Задание 1-6
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки Интерпретировать итрегрировать информацию
Контекст личный
Уровень сложности высокий
Формат ответа Задание с развернутым ответом
Формируемые умения Понимать смысловую структуру. уметь закончить предложение по данному началу.
Система оценивания
Код Содержание критерия
1 Дан ответ: Самым памятным днем в нашей семье является рождение близнецов, которые сделали нашу семью счастливой в квадрате. или еще какие- то яркие моменты.
0 Ответ отсутствует
Характеристика задания 5
Название ситуации. Задание 1-6
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки Интерпретировать итрегрировать информацию
Контекст личный
Уровень сложности средний
Формат ответа Задание с выбором ответа
Формируемые умения Умение понимать фактологическую информацию
Система оценивания
Код Содержание критерия
1 Дан ответ: Б В Г
0 Ответ отсутствует
Характеристика задания 6
Название ситуации. Задание 1-6
Характеристики задания:
Содержательная область оценки Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки Интерпретировать итрегрировать информацию
Контекст личный
Уровень сложности средний
Формат ответа Задание с выбором ответа
Формируемые умения Умение наблюдать, чувствовать, быть внимателным.
Система оценивания
Код Содержание критерия
2 Дан ответ: совпали все пять ответов
1 Дан частичный ответ: совпали четыре или три ответа
0 Совпали два или нет совпадений.
учитель: Забелина И. А