Елена Серкова
Чистоговорка как средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Чистоговорка как средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми
В настоящее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Эти нарушения носят стойкий, сложный характер, поэтому заставляют логопеда искать все более нестандартные методы работы с такими детьми. Одна из моих задач — не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее и качественнее автоматизировать их в связную речь. На помощь приходит логопед. Одними из самых эффективных для восприятия детей дошкольного возраста являются: аудирование, произношение и логопедические игры со скороговорками.
Публикация «Чистоговорка как средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми» размещена в разделах
Чистый язык представляет собой ритмичную, рифмованную фразу, содержащую различные сочетания звуков, слогов, слов и применяемую для улучшения произношения звуков и их автоматизации. Они способны развивать не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарный запас, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
Использую скороговорки на индивидуальных логопедических занятиях в подгруппах. Я прочитал предложение по картинке. Если только без фото, ребенок может проигнорировать его или не сразу уловить смысл сказанного. Но поверьте мне, мини-стишок в сочетании с забавной картинкой может творить чудеса: большинству детей нравятся эти карточки, которые так полезны для улучшения произношения и автоматизации звуков речи.
На первом этапе наша цель состоит не в том, чтобы заставить ребенка повторять за нами, а в том, чтобы развить правильное восприятие речи и слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с изображением и четко произносим языковую фразу. Затем можно немного обсудить содержание картинки, а в конце снова вернуться к чтению скороговорки. Не нужно сразу давать малышу гору карточек. Скороговорки постепенно «усваиваются». В первую очередь на занятии можно показать новую карточку со скороговоркой. Затем вы можете передать его группе преподавателей, где вы сможете просмотреть, проговорить и исправить его вечером. А вечером можно дать родителям повторить с ребенком перед сном.
Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.
1. Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.
2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шё потом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.
3. Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро
4. Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками : «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Саши коса.) Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?
5. Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
6. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).
7. Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)
8. Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)
9. Игра «Скажи ласково» (лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
10. Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?