Татьяна Парамонова
Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего
▼ Скачать + Заказать документы
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета.
Публикация «Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего» размещена в разделах
Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее.
Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,., кузнечик зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета. И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах : основных и составных.
А что, если изучать цвета через экспериментирование? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску, чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик,.)
При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.
Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»
или предлагать детям технологические карты
Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь, когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы).
В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что, добавляя, например, белую краску в исходный цвет, можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.
Но как научить определять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый.», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь»?
В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии.
При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков. Предложите детям рассмотреть картинку и послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета.
А далее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно, предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх.).
Таким образом, экспериментируя с цветом, находя все время новые оттенки, нюансы цветов, сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов, явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета, пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность.
«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин».
Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.
- А, ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.
- Да разве это апельсин? — удивилась Желтая краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на апельсин? Почему? На что он похож)
-Вот я сейчас правильно нарисую апельсин, - похвасталась Желтая. И на листе появилось что-то желтое, непонятной формы.
- Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь — не берись! (Ребята, на что похож рисунок)
- Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.
- Ты это что на меня «топаешь»? - возмутилась Красная краска.
Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула. Но краски в баночке было немного, и поэтому выплеснулись ее совсем чуток.
И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.
- Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.
-Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!
Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались)
- Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?
- Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.
(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).