Ольга Вашукевич
Консультация «Чем занимается учитель-дефектолог в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог работает с младшими школьниками, имеющие задержку психического развития (ЗПР, расстройство аутистического спектра (РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии (умственной отсталостью). С данной категорией обучающихся я работаю индивидуально и фронтально (с классом).
Занятия направлены на психомоторное и речевое развитие данной категории обучающихся.
Индивидуальные занятия с обучающимися провожу по блокам:
1) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
(младшие школьники 1-4 кл)
Публикация «Консультация „Чем занимается учитель-дефектолог в школе“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная задача познавательного развития детей с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром – расширять кругозор обучающихся, уточнять у них представления о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенок знакомится с основами безопасности жизни, экологическими знаниями.
2) Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
(младшие школьники 1-4 кл)
Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия направлены:
на формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных;
В процессе занятий по развитию речи обязательно решаю следующие задачи:
расширение и систематизация словаря;
обучение построению высказывания;
совершенствование грамматического строя;
построение предложения;
составление рассказов и т. д.
3) Подготовка к обучению грамоте
(младшие школьники 1-4 кл)
Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии являются:
развитие способности к различению звуков в слове на слух;
правильная и отчетливая артикуляция звуков;
звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание;
согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию;
ознакомление с печатными буквами и соотнесение звука и буквы;
последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка);
в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка);
условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее;
замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки;
создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно;
практическое деление слов на слоги;
условно-графическое обозначение предложения;
вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов;
термины: звук, слог, слово, предложение.
4) Сенсомоторное развитие
(младшие школьники 1-4 кл)
Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
В структуру каждого занятия включаю игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Индивидуальная работа с обучающимися обеспечивает такие условия развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике младшего школьника.
При поступлении детей в школу я провожу диагностическое обследование ребенка, имеющего диагноз на протяжении двух этапов:
• 1-ый этап (две недели сентября) : выявление особенностей
психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы) и речевого развития в целом.
На данном этапе определяются и уровень обучаемости детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираю анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаю условия воспитания в семье.
Анализ результатов позволяет правильно выстроить коррекционную работу, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого обучающегося эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.
• 2-й этап (две недели мая) : определяется динамика и
результаты работы за год, а также составляется прогноз дальнейшего обучения ребенка. На основе результатов диагностики осуществляется перевод обучающегося на следующую возрастную ступень обучения.
По результатам анализа диагностического обследования детей составляется план индивидуальной коррекционно-образовательной работы на предстоящий учебный год.
Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, на индивидуальных занятиях стараюсь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
Помимо индивидуальных занятий я ежедневно провожу фронтальную
(с классом) работу с обучающимися.
На индивидуальных занятиях по средствам специально- отобранных методов и приемов развиваю:
основные виды памяти и внимания;
уровни восприятия и мышления, воображение;
стимулирую развитие учебной мотивации и познавательной активности;
совершенствую двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
закрепляю основные понятия, изученные на индивидуальных занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
провожу проверку домашнего задания;
закрепляю основные понятия по ранее изученным темам;
отрабатываю с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
На коррекционных уроках (занятиях) использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Необходимо также отметить, что я работаю в тесном контакте с заместителем директора по УВР, классными руководителями, педагогом-психологом, медицинской сестрой.
Целью коррекционно-образовательной работы с младшими с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии в условиях школьного обучения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.
Мне, как учителю-дефектологу, важно сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможно полноценное обучение в массовой школе.
Материал подготовила: учитель логопед- дефектолог, Вашукевич Ольга Николаевна, МБОУ «ОСОШ №1».