Марина Пушкина
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Чебурашка и шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе № 5 “Бабочки” МБДОУ № 109 “Букварёнок”
“Чебурашка знакомится с шахматами”.
Подготовила : Пушкина
Марина
Евгеньевна
Цель: повторить и закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
1. Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2. Укрепление партнерских отношений между детьми.
3. Расширить кругозор детей.
4. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие.
Раздаётся стук в двери. Входит грустный Чебурашка в руках держит шахматную доску.
Чебурашка : Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, “Шахматы”, а как играть не научили. Гена сейчас занят, а мне так хочется побыстрее начать в нее играть. Может быть вы умеете?
Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка, мы знаем, что “Шахматы”- игра не простая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.
В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Чебурашка : Ой, подождите ребята, мне Гена дал список вопросов о шахматной доске. Попробуйте отгадать.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
-Какой формы шахматная доска? Шахматное поле? (квадратные).
-Что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
-Как правильно сесть за шахматную доску? (правое угловое поле должно быть белым).
-Какого цвета поля на шахматной доске? (белые и чёрные).
-Какие поля больше: белые или черные? (одинаковые).
-Что следует за чёрным полем? (белое поле).
-Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную).
-Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два).
-Есть ли на шахматной доске рядом два поля одинакового цвета? (нет).
-На каких полях ни чего не растет? (на шахматных).
-В каких клетках не держат зверей? (в шахматных).
-Из каких досок не строят теремок? (из шахматных).
-Какие линии есть на шахматной доске? (горизонтали, вертикали, диагонали).
-Покажи любую горизонталь, вертикаль? Какого они цвета? (черно-белые)
-Покажи большую черную диагональ? Большую белую диагональ? Какая длиннее? (одинаковые) Сколько в них полей? (восемь)
- Покажи диагональ из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи полей?
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично справились с вопросами. А сейчас посмотрите у меня в руках волшебный шкатулка, как вы думаете, что же там внутри? Ответы детей.
Да, это шахматные фигуры. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.
Воспитатель достаёт из шкатулки шахматные фигуры. А сейчас следующее задание: у каждого из вас на столе коробочка с шахматными фигурами и доска.
Ребята садятся напротив друг друга парами, нужно правильно расположить шахматную доску, затем расставить фигуры в первоначальное положение.
Воспитатель: Чебурашка, а ты бери часы, это задание будем выполнять на время. Кто всех быстрее и правильно расставит фигуры- тот в этом задании победил. Эстафета “Расставь фигуры” (правильная расстановка фигур в первоначальное положение).
Воспитатель: Все ребята быстро справились с этим заданием, а теперь давайте сыграем в игру.
Игра “Волшебный мешочек”.
Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка.
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
Игра “Кубик”.
Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика и рассказать как она ходит.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам рассказать Чебурашке сказку “Репка”.
Театрализованная сказка “Шахматная репка”. Выбираются шесть ребят: дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка– это пешка. Одевают маски шахматных фигур. Остальные ребята вместе проговаривают слова сказки: посадил дед «репку»….
Воспитатель: Дети, шахматные фигуры устали, им пора отдохнуть.
Игра “Полна горница”
Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Воспитатель предлагает детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня на занятии делали? Ответы детей.
Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей.
- Чебурашка, а ты что узнал на нашем занятии? Ответ Чебурашки.
Чебурашка : Спасибо, ребята, за то, что вы познакомили меня с шахматной доской и фигурами. Я очень рад, что попал к вам на занятие.
Воспитатель: Чебурашка, мы с ребятами приглашаем тебя посещать занятия по шахматам.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.