Оксана Баянова
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
К трём годам большинство родителей отправляют детей в детский сад, и это становится настоящим испытанием для них. Несмотря на то, что ребенок проявляет определённую самостоятельность, он все еще очень привязан к родителям, и смена привычной домашней обстановки на группу детского сада, где нет мамы, может оказаться для него стрессом.
Статистика показывает, что с каждым годом адаптация к условиям ДОУ для многих детей становится тяжелее. Рассмотрим факторы, влияющие на течение адаптационного периода :
Публикация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду,» размещена в разделах
• Возраст ребенка (психологи уверяют родителей в том, что нежелательно отдавать ребёнка в дошкольное учреждение до достижения им трёх, а ещё лучше четырёх) лет. Действительно, психика и иммунитет ребёнка дошкольного возраста несравнимо более крепкие, чем у ребенка 2-х лет. В этом плане – чем позже, чем лучше.)
• Общие физические данные и состояние здоровья. (В первые месяцы хождения в детский сад дети болеют, этому способствует не только новая микрофлора помещения, но и стресс во время адаптации. Временно подрывают иммунитет и прививки, которые часто делаются в большом количестве непосредственно перед садиком. Поэтому большинство ДОУ предлагают начинать адаптацию в летние месяцы,- время, когда простуды редки, а защитные силы организма достаточно сильны благодаря свежему воздуху.
• Схожесть домашнего режима и распорядка дня в детском саду. (Подготовка ребенка к жизни в детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима дня в семье с режимом детского сада. Если до сих пор режим вашего ребенка существенно отличался от указанного (например, он ложился спать очень поздно и спал до десяти-одиннадцати часов утра, вам, конечно, нужно привести режим в соответствие с "нормативами".
Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режима - не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится само собой. Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.
• Навыки коммуникации в компании с детьми и взрослыми.
• Общий уровень психоэмоционального развития.
• Наличие навыков игровой и других видов деятельности. (Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, самолстоятельно владеть ложкой, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни, а няня в наши дни присутствует, к сожалению, далеко не в каждой группе.)
Как облегчить пребывание ребенка в детском саду :
Правило первое: «мама не исчезает!»
В первый день в детском саду ребенку интересно : новые игрушки, вокруг много товарищей для игры, яркое помещение. Все это помогает переключить внимание с родителей на интересные развлечения. Многие родители считают это удачным моментом для того, чтобы тихо исчезнуть, оставив ребенка в группе. Однако малыш испытывает шок, когда вспоминает о маме или папе, начинает их искать и не находит! Зачастую это становится причиной того, что ребенок накрепко «привязывает» себя к родителям психологически и боится отпустить их от себя хотя бы на шаг. И вот уже детский сад становится большой проблемой: малыш ни в какую не соглашается остаться там один, плачет, боится, просится домой.
Наши действия:
Первую неделю, а то возможно и две мы позволяем родителям находиться в группе, или на прогулке совместно с ребенком. Используем «гостевой метод», совместно с родителями играем, общаемся, ребенок видит, что «чужая тётя», не такая уж и «страшная», даем ребенку понять, что если мама уйдет, то она обязательно вернется.
Правило второе : адаптация родителей.
Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ("А если будет все время болеть?", "А если будут обижать воспитатели или другие дети?", "А если не доглядят, не досмотрят?", - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду.
Игры для улучшенной адаптации детей в саду :
Чтобы адаптация прошла гладко и быстро, с детьми раннего возраста можно поиграть в снижающие напряжение игры.
«Игры с водой»
В емкость наливают воду, после чего туда опускают бутылочки, губки из поролона, кубики и пуговицы. Воспитатели могут предложить ребенку достать из воды как можно больше предметов, перекладывая их в разные руки. Как вариант, можно предложить деткам собрать предметы разных видов в разные руки. Например, в одну руку можно собрать бусины, в другую — камушки.
После выполнения каждого из заданий деткам нужно будет подержать руки в воде (она должна быть теплой) — это поможет их расслабить. Играть можно в течение не более 5 минут, пока не остынет вода, после чего тщательно растереть детские ладошки.
«Рисуем на песке»
На подносе разложите манную крупу: она будет выполнять роль песка. Используйте игрушечные фигурки животных, которые будут оставлять следы на «песке». Пусть по нему проскачут зайки, проползут змеи и пробегут тигры. Можно предложить ребенку придумать рисунок на «песке» самостоятельно.
«Диалог с игрушкой»
Детки раннего возраста отлично реагируют на игры с перчаточными игрушками на руке. С такими игрушками можно создавать мини-сценки и целые представления, привлекая малышей к процессу. Чтобы помочь расслабиться вновь поступившим в группу деткам, можно придумать сказку про детский сад, делая акцент на том, как весело и интересно здесь находиться.
Перечисленные выше игры пусть и не станут гарантией того, что адаптация будет проходить в легкой форме, но обязательно помогут наладить контакт и доверие детей с воспитателями.
Памятки для воспитателя
1. Необходимо поближе познакомиться с ребенком и его родителями, а также получить сведения о следующем:
• какие особенности домашнего содержания ребенка, в том числе предпочтения в еде, режиме сна и отдыха и т. д. ;
• если ребенок проявляет непослушание, то как именно наказывают его родители;
• какие у ребенка любимые виды деятельности;
• позитивные и негативные особенности поведения малыша в домашних условиях и на улице.
2. Рассказать родителям про основные особенности ДОУ, показать группу, в которой будет воспитываться малыш, познакомить с правилами внутреннего распорядка, а также выяснить несоответствия между режимом дня малыша дома и при будущем пребывании в саду.
3. Дать советы родителям, основываясь на собственном педагогическом опыте, относительно привыкания ребенка к новым условиям ДОУ. Это поможет лучше подготовить ребенка к детскому коллективу.
4. Уточнить принципы контактов воспитателей и родителей:
• родители могут рассчитывать на то, что в любое удобное время можно посетить группу и провести там необходимое для них количество времени;
• забирать ребенка из детсада разрешается в любое удобное для них время;
• прочие принципы.
5. Встречать ребенка нужно с позитивным настроем и доброжелательностью.
6. Важна неизменность персонала ДОУ в период пребывания в нем детей. Если процесс адаптации ребенка к условиям сада уже завершен, переводить его в другие группы - не педагогично.
7. В процессе адаптации малыша нужно следить за тем, чтобы ему был создан щадящий режим.
8. Минимизировать несоответствие распорядка дня малыша дома и в ДОУ.
9. Общение со взрослыми и сверстниками должно приносить ребенку удовольствие.
10. Степень тяжести адаптации детей устанавливается индивидуально, а в дальнейшем обсуждается на педагогическом совете с участием медработников.
Важнейший фактор, который минимизирует и облегчает период привыкания малыша – это унификация правил поведения детей в ДОУ, а также соответствие позиций персонала и родителей относительно воспитания дошкольников.