Мира Мамырханова
Урок литературы в 6 классе по произведению Ч. Айтматова «Солдатенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. учителя Мамырханова М. М.
Предмет/класс Русский язык и литература, 6 класс
№ урока/№ недели Урок 10, неделя 4
Название раздела В человеке все должно быть прекрасно.
Тема урока Ч. Айтматов «Солдатенок».Урок №1
Цели обучения - 6.1.1.1 – понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2–4 минут, определяя ключевые слова;
- 6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме
Публикация «Урок литературы в 6 классе по произведению Ч, Айтматова „Солдатенок“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Критерии оценивания Учащийся:
- понимает основную информацию сообщения продолжительностью до 2–4 минут, подбирает ключевые слова;
- отвечает на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме.
Ход урока
Время Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Дескрипторы Ресурсы
2 мин. Начало урока
Актуализация темы и цели урока
Этап усвоения нового материала
Знакомство с темой, целями урока.
Вы узнаете:
- о творчестве Ч. Айтматова
Вы сможете:
- 6.1.1.1 – понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2–4 минут, определяя ключевые слова;
- 6.3.1.1- понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста;
«Талант подобен молнии, вспышки которой освещают горизонты человеческой культуры…Его творчество — явление эпического характера. Он несёт в себе мироощущение целого народа». Так сказал о Чингисе Айтматове народный художник СССР Тургунбай Садыков.
Знакомство с жизнью и творчеством Ч. Айтматова, народного писателя Киргизии.
Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, прозаик, сценарист и дипломат. С первых же шагов в литературе он стал известен как во всем Союзе, так и за рубежом.
Он родился 12 декабря 1928 года в ауле Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.
В 1937 отец был репрессирован. Будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.
Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.
В 1956 году приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть «Джамиля» (1958г). В 1961 г. Вышла повесть «Тополек мой в красной косынке». Затем последовали повести «Первый учитель»(1962г. ,»Материнское поле» (1965) ,»Прощай Гульсары»(1966, «Белый пароход» (1970) и др.
Слово учителя: Война. Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей…
Прослушайте песню:«Священная война»
Задание 1: Напишите ассоциации к слову «Война» в виде кластера.
Знакомятся с целями урока
Знакомятся с жизнью и творчеством Ч. Айтматова, народного писателя Киргизии.
Просматривают слайды
Слушают песню
Представляют информацию в виде кластера.
Подбирают ассоциации к слову ВОЙНА.
Учащиеся рассказывают о своих легендарных предках
Презентация
Слайды 1,2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайды 7,8
Видеоролик
Стратегия «Ассоциации»
Слайды 9,10,11
Слайд 12
10
мин.
16 мин.
Середина урока
Практическая часть Карточка-информатор
Знакомство с произведением. Чтение 1 части рассказа «Солдатенок».
Задание 2.
КОНВЕРТ-ВОПРОС
1. Где и в какое время происходят события в рассказе?
2. Почему мать мальчика каждое лето устраивалась подсобной работницей на стригальном пункте?
3. Как звали мальчика и его мать?
4. Почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?
Проверь себя!
1. Действие рассказа происходит в кошаре, той белой кошаре, где каждый год проводят стрижку овец.
2. Можно было неплохо заработать. …топливо надо запасти на зиму, муки надо купить, …приодеться надо, обуться.)
3. Авалбек, Джеенгуль.
4. Возможно солдат из фильма был очень похож на отца Авалбека. Мать разволновалась и вспомнила мужа. (Возможно, просто так, случайно, не подумала в ту минуту, возможно, разволновалась, вспомнила мужа).
Задание 3.
Правильно ли сделала мать, решив назвать солдата из фильма отцом Авалбека? (Приведите по 3 аргумента на ответ «Да», «Нет»)
Проверим!
Возможные варианты ответов.
Итоги урока.
Вы узнали:
- о творчестве Ч. Айтматова;
Вы смогли:
- понять основную информацию сообщения, определяя ключевые слова, отвечали на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме. Знакомство с новыми словами
Карточка-информатор
Чтение 1 части рассказа по цепочке
Понимают основную информацию текста
Отвечают на вопросы, подтверждая информацию из текста
Создают высказывание
Отвечают на вопросы, выражая мнение по теме или проблеме
.
Учащийся отвечает на тонкие и толстые вопросы.
. Слайд 13
Слайд 14
Слайды15,16,17
Слайды 18,19
Слайд 20,21
Слайд 22
Стратегия «Дискуссионная карта»
Слайд 23
Слайд 24,25
Слайд 26
1 мин.
Этап рефлексии
Слайд 27
1 мин.
Конец урока Рекомендуемое домашнее задание.
1. Дочитать рассказ (стр. 53-55)
2. Ответить на вопросы (стр54,56)
«Ребята, мне понравилось сегодня с вами работать!
Всем спасибо за урок! Успехов вам!».
Слайды 28,29